В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
В узком смысле — это многоплановый поведенческий процесс, направленный на развитие экономической системы путем разработки и реализации стратегии с учетом факторов внешней среды. Он включает формирование видения и миссии, постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддерживание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных целей.
Таким образом, стратегическое управление представляет собой по существу способ управления, используемый в условиях:
• появления новых, более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки. Некоторые из этих задач являются оригинальными, а поэтому не может быть использован для их решения имеющийся опыт. Эти задачи отличаются большим количеством переменных, сложным характером их зависимостей, наличием случайных факторов, а также временным ограничением Уже сейчас, по некоторым данным, удельный вес подобных задач составляет более половины в общем числе управленческих задач, решаемых в организациях, и имеет тенденцию в росту;
• быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции организаций по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления и др.;
• высокой цены ошибок от принятия неправильных решений. Особенно это относится к узко специализированным организациям;
• отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения задач. В задачах управления преобладают качественные (т. е. неопределенные характеристики). Поэтому они могут быть решены с помощью дополнительной информации, получаемой от человека, на основе его интуипии.
Объектом стратегического управления рассматривается организация как открытая система. Такая система способна изменять во времени свои параметры, подвержена воздействию внешней среды и оказывает влияние на эту среду по принципу обратной связи.
Главная задача стратегического управления заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.
Базовым элементом концепции развития является стратегия В теории стратегического управления существует множество определений стратегии. Наиболее часто цитируется определение, данное А.Д. Чендлером, поскольку оно наиболее полно отражает суть данного понятия. По Чендлеру «стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».
Понятие стратегии прямо связано с жизнеспособностью организации и является инструментом ее развития В основе стратегического подхода, по определению И, Ансоффа, лежит новая структура конкурентного ландшафта, в которой доминирующей характеристикой становятся не просто изменения, а разрывы, характеризующие скачкообразность переходов от настоящего к будущему. При этом, стратегия есть ни что иное, как план построения желаемого будущего организации, определяющий ее взаимодействие с окружающей средой для достижения поставленных целей.
Таким образом, стратегия — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
В процессе стратегического управления в организации создаются иерархия целей, иерархии планов и «стратегий». На вершине пирамиды находится долгосрочный «стратегический» план, ориентированный на несколько лет вперед, за ним следуют среднесрочные планы на 2—3 года и затем краткосрочные — на ближайший год.
Общая стратегия компании также представляет собой пирамиду стратегий, каждая из которых соответствует своему уровню иерархии и принадлежит к определенной функции в деятельности организации, например, финансы, маркетинг, технология.
Руководство процессом стратегического управления и ответственность за его результаты возложены на высшее руководство организации. Для практической разработки стратегического плана обычно создается специальный отдел или группа, подготовленная для такого рода работы. Процедура является сложной, трудоемкой и в высшей степени формализованной. В зависимости от конкретной компании она может занимать 3—8 месяцев. Важная роль при этом отводится системе внедрения и контроля.
Алгоритм процесса стратегического управления включает несколько этапов:
• формирование видения и миссии организации;
• постановка целей и задач;
• оценка и анализ внешней среды;
• управленческое обследование внутренней среды, направленное на выявление сильных и слабых сторон организации;
• анализ стратегических альтернатив:
• выбор стратегии;
• реализация стратегии;
• оценка стратегии
Анализ среды является исходным элементом процесса стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей организации, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
• макроокружения:
• непосредственного окружения;
• внутренней среды организации.
Анализ внешней среды — процесс, посредством которого руководители организации и разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, с целью определения возможностей и угроз д,гя организации
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т. п.
<< [1] ... [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] ... [136] >>
|