В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным направлениям покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, продукты-заменители.
Технологии и инструменты, используемые для анализа факторов внешней среды:
• PEST-анализ (анализ дальней среды);
• SWOT-анализ;
• модель 5 сил конкуренции по Портеру;
• построение карт стратегических групп конкурентов.
Внутренняя среда организации представляет собой совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы ее жизнедеятельности.
Управленческое обследование — это методичная оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон и направленная на:
• оценку действующих стратегий;
• анализ использования потенциала организации;
• сравнительный анализ конкурентных преимуществ;
• выявление сильных и слабых сторон;
• определение стратегических задач
Анализ внутренней среды позволяет определять возможности и потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать видение и миссию, т. е. определить смысл и ключевые направления деятельности фирмы. При этом важно помнить, что организация не только производит продукцию для внешних потребителей, но и обеспечивает возможность существования своим сотрудникам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т. п.
Основные методы и технологии, применяемые для анализа внутренней среды:
• стратегический SNW-анализ внутренней среды (ресурсов);
• составление профиля среды;
• матрица SWOT-анализа;
• матрица возможностей и матрица угроз;
• модель McKensey «7s».
Основным инструментом является матрица SWOT-анализа. объединяющая анализ внешней и внутренней среды организации применяемый для анализа среды метод SWOT — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
Метод SWOT позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Следующим этапом процесса стратегическою управления организацией является формулирование видения, миссии и целей организации
Стратегическое видение — это управленческое видение того, какой вид компания должна иметь и к какой позиции она должна стремиться.
Ясно сформулированное стратегическое видение — необходимая предпосылка устойчивого стратегического лидерства. Видение необходимо для эффективного руководства и принятия ответственных решений, оно ориентирует компанию на будущее, определяет приоритетные потребности покупателей и виды деятельности, а также долгосрочную конкурентную позицию компании. Выбор направления развития начинается с поиска ответов на 3 вопроса' Куда компания должна идти? Как изменится ситуация в отрасли в будущем? Как это изменение скажется на положении компании.
Миссия организации — понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее в общем сферу ее деятельности. Существуют различные понимания термина «миссия»:
• миссия в широком смысле — это философия и предназначение, смысл существования организации;
• миссия в узком смысле — это утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должны знать все сотрудники организации. Миссия служит ориентиром, на котором руководители основывают свои решения. Ответственность за формирование миссии лежит на высшем руководстве и не может быть делегирована.
В настоящее время не существует каких-либо четких правил, которые следовало бы применять при выработке миссии. Между тем в миссии, как считают многие специалисты, необходимо отразить несколько наиболее существенных моментов, таких как:
• целевые ориентиры организации (в чем состоит главная цель организации? Какие потребности она призвана удовлетворять?);
• сфера деятельности организации (какой продукт предлагается покупателям, на каких рынках предполагается действовать?);
• философия организации (какие ценности исповедует организация, каковы принципы ее деятельности?).
Алгоритм формулировки миссии и целей представлен на рис. 10.1.
На конструирование миссии влияют следующие факторы:
• история организации;
• влияние заинтересованных групп;
• особые преимущества в области конкурентной борьбы.
• возможности и угрозы.
Цели организации устанавливаются на основе миссии, предпочтениях высшего руководства, позиций, занимаемых организацией на рынке, и других факторов и отражают желаемое состояние организации (прежде всего это относится к ее «выходам»), которое следует достичь в ходе использования потенциала.
Таким образом, цель организации представляет собой конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение когорых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельности.
<< [1] ... [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] ... [136] >>
|