В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Усложнение институциональных условий функционирования и развития таможенной службы требует расширения сферы применения программно-целевых методов работы и проведения работ по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат.
Система бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР), предполагает переход от управления расходами к управлению результатами; от сметного финансирования к целевому формированию бюджета (бюджетированию по программам), направленному на достижение измеримых конечных социально значимых результатов: от планирования на один бюджетный год к планированию на три гола; переход к существенному расширению полномочий субъектов бюджетного планирования взамен на существенное ужесточение контроля за конечными результатами их деятельности.
Ключевым инструментом перехода к целевому планированию в рамках реформирования бюджетирования является документ, который называется «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности». Этот доклад готовят все субъекты бюджетного планирования, в том числе и федеральная таможенная служба, на основании чего готовится сводный доклад, который является основой бюджета и сводным планом развития на предстоящие три года. Идея подготовки Докладов субъектами бюджетного планирования не только заложила основу дня переориентации бюджетных расходов ФТС на конкретные цели и результаты, но и будет способствовать общему повышению эффективности системы федеральных органов исполнительной власти
Среди преимуществ БОР следует отметить следующие: оно позволяет установить прочную связь между бюджетами и стратегическими планами (обычно составляемыми на период от трех до пяти лет); оно также помогает министерствам в принятии решений, поскольку им известно, какими средствами они будут располагать в будущем. Кроме того, повышается эффективность использования средств, в особенности, если министерствам разрешают перенести остаток неизрасходованных средств на будущий год.
Недостаток бюджетирования заключается в том, что при таком подходе правительство не может изменить уровень расходов, поскольку он фиксируется на довольно длительный период времени.
Таким образом, стратегия развития таможенной службы РФ реализуется поэтапно, посредством разработки и внедрения федеральных целевых и ведомственных программ развития таможенной службы России. Каждый этап учитывает результаты реализации предыдущей программы, а также изменения внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на содержание каждой последующей программы развития. Применение системы, методов и технологий стратегического управления в таможенной службе в конечном итоге будет способствовать развитию внешней торговли России, созданию эффективной системы таможенного контроля при реальном упрощении процедур таможенного оформления, увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.
ГЛАВА 11. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
11.1. РАЗВИТИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
Развитие представляется как процесс прогрессивных качественных изменений объектов (систем), сопряженный с преобразованием их внутренних и внешних связей. При этом в процессе изменений предполагается сохранение системного качества развивающегося объекта. В частных формулировках развитие — это устойчивая прогрессивная эволюция системы или переход системы на более высокий уровень качества.
Графическая интерпретация задачи развития как задачи перехода системы на более высокий уровень качества представлена на рис. 11.1.
Основные факторы, определяющие необходимость решения развития, следующие:
• ограниченность интервала жизненного цикла системы;
• появление и/или прогнозирование новых, ранее не учитываемых факторов.
В первом случае утверждается, что любая организация проходит определенные стадии жизненного цикла. При этом разные теоретические школы предлагают различные наименования таких стадий, однако, по сути, они практически одинаковы. Примеры:
Рис. 11.1 Графическая интерпретация задачи развития W — показатель качества системы; Wс — требуемый уровень качества для существующей (действующей) системы; Wп — требуемый уровень качества для перспективной системы; ΔWc — требуемое приращение качества системы; t — время; Sc — существующая (действующая) система и ее жизненный цикл. Sn — перспективная система и ее жизненный цикл
• пример 1: стадия зарождения, стация расширения, стадия замедления. стадия упадка;
• пример 2: предпринимательская стадия, коллективистская стадия, стадия формализации и контроля, стадия упадка;
• пример 3: стадии роста, устойчивого функционирования, деградации.
Во втором случае, по сути, речь идет о необходимости реагирования на крупные изменения во внешней среде.
В целом задача развития — это комплексная задача, включающая:
• задачу идентификации нового факторного пространства;
• задачу формирования адекватных требований к системе;
• задачу формулирования идеи и разработки концепции перспективной системы;
• задачу разработки программ развития;
• задачу создания системы под новые требования.
Задача развития (в некоторых источниках — структурного совершенствования и адаптации) возникает и должна быть решена не позднее начала стадии упадка (деградации).
Проблема развития государственных организаций является одной из наиболее актуальных в теоретическом плане. Западные ученые выделяют две наиболее важные теоретические проблемы современности в управлении государственными организациями:
<< [1] ... [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] ... [136] >>
|