В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Концепция стратегического управления в таможенных органах базируется на основополагающих документах, определяющих институциональные условия и ограничивающие тренд развития таможенных органов в XXI в.:
• международные конвенции и многосторонние договоры;
• Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур;
• рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли;
• концепция административной реформы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р;
• федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», утвержденная Указом Президента РФ от 10.03.2009 г № 261.
• концепция развития таможенных органов, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 2225-р;
• федеральные целевые и ведомственные программы развития и т. д.
В июне 2005 г. в рамках В ГО были разработаны и приняты рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, в которых заложен фундамент для реформирования, модернизации таможенных служб мира, институционализации основных направлений их деятельности. Рамочные стандарты содержат перечень требований, предъявляемых к таможенным администрациям как институтам, важнейшими из которых являются:
• укрепление сотрудничества между таможенными администрациями с целью расширения их возможностей по обнаружению отправок повышенного риска;
• укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом;
• содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.
Наряду с указанными требованиями следует отметить наличие еще ряда требований, имеющих ключевое значение для направления процесса институционализации таможенной службы России. Указанные требования могут быть разделены на 4 блока:
1) требования к комплексному управлению цепью поставок товаров;
2) требования, касающиеся технологии осуществления досмотра грузов;
3) использование эффективной системы управления рисками;
4) применение единой системы показателей эффективности.
Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти и социально-экономический институт государства осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны. Поэтому сущность и содержание всех выполняемых таможенной службой функций должны соответствовать основным значимым для общества и государства стратегическим целям и изменяться в соответствии с динамикой институциональной среды.
Стратегическая цель, задачи и направления развития таможенных органов РФ определены в Концепции развития таможенных органов Стратегической целью ФТС России является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ.
Данная стратегическая цель соответствует положениям ст. 71 Конституции РФ, Таможенного кодекса РФ, федеральных законов о федеральных бюджетах, направлена на выполнение задач, определенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основных направлениях деятельности Правительства РФ, и будет способствовать достижению таких стратегических целей развития страны, как:
• обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;
• повышение устойчивости бюджетной системы;
• создание условий для экспорта (внешняя конкурентоспособность) и повышение внутренней конкурентоспособности товаров и услуг;
• развитие интеграции на пространстве Содружества независимых государств;
• развитие торговых и иных экономических связей с другими странами;
• снижение уровня непроизводительных транзакционных издержек,
• повышение информационной прозрачности деятельности государственной власти;
• повышение уровня национальной безопасности;
• снижение уровня коррупции;
• снижение рисков и возможного ущерба от террористических угроз.
Достижение стратегической цели и выполнение поставленных социально-экономических задач будет обеспечено путем решения трех тактических задач, соответствующих сфере деятельности и функциям таможенных органов, определенным в ТКРФ и в Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 07.2006 г. № 459.
Таким образом, Концепция развития таможенной службы на период 2006—2010 гг. одобренная распоряжением Правительства определяет — это идеология развития таможенной службы и является основой для разработки программ и планов развития таможенных останов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Единая система стратегических целей, задач и соответствующая группировка функций и показателей деятельности таможенной службы разработана и ежегодно пересматривается руководством ФТС и находит свое отражение б публикуемых «Докладах о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы России». Разработка и реализация указанных документов является одним из инструментов стратегического управления и программно-целевого планирования ь таможенной службе.
Важным инструментом реализации идеологии выступают федеральные целевые и ведомственные программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем таможенной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.
<< [1] ... [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] ... [136] >>
|