В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Рис. 10.1. Алгоритм формулировки миссии и целей организации
Необходимость выделения целей обусловлена следующим:
• цель — исходный момент любого управленческого действия;
• цель — основа построения критериев оценки деятельности организации (а также подразделений и исполнителей).
Цели организации должны отвечать следующим требованиям: конкретность. измеримость, достижимость, согласованность, приемлемость, гибкость.
На основе результатов, полученных в ходе осуществления анализа внешней и внутренней среды, разрабатывается система стратегий организации, включающая корпоративную стратегию, а также деловые, функциональные и операционные стратегии.
Корпоративная стратегия описывает общее направление развития фирмы с разными видами бизнеса и направлена на обеспечение баланса товаров и услуг.
Функциональная стратегия разрабатывается функциональными отделами и службами организации и описывает отдельные направления развития фирмы.
Выбор стратегии осуществляется на основе применения матричных методов позиционирования, представляющих собой способы позиционирования организации в конкурентной среде, отображаемой на плоскости в виде матричной модели в заданной системе координат, позволяющие выявить рациональную стратегию, соответствующую желаемой позиции организации. Наиболее часто применяют следующие модели:
• модель конкуренции М. Портера — используется в случае если предприятие уже имеет конкурентные преимущества, но не ясно за счет чего они достигнуты, в случае замедления роста и стагнации отраслей;
• модель И. Ансоффа «продукт-рынок» используется в условиях растущего рынка;
• модель «доля рынка — рост рынка», разработанная консалтинговой фирмой Бостон Консалтинг Групп (БКГ);
• модель «привлекательность рынка — преимущества в конкуренции», разработанная консалтинговой фирмой Мак-Кинси;
• модель «ADL-LC».
Стратегические альтернативы — это набор вариантов стратегического развития фирмы, позволяющих достичь стратегических целей организации во всем их многообразии. Выделяют следующие стратегические альтернативы: рост, ограниченный рост, сокращение, сочетание.
Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции Данная стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Ограниченного роста придерживается большинство организаций.
Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
Выделяют следующие виды роста:
• внутренний — расширение ассортимента товаров:
• внешний рост:
• вертикальный (приобретение оптовой фирмы-поставщика);
• горизонтальный (приобретение одной фирмы другой в однородной отрасли).
К стратегии сокращения прибегают, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.
Варианты стратегии сокращения:
• ликвидация — полная распродажа материальных запасов и активов организации;
• отсечение лишнего — отделение от себя некоторых подразделений или видов деятельности;
• сокращение и переориентация — сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыль.
Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех стратегий — ограниченного роста, роста и сокращения. Стратегии сочетания придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Процесс реализации стратегии осуществляется по двум основным направлениям — проведение стратегических изменений и стратегическое управление реализацией стратегического плана.
Основными функциями управления реализацией стратегии являются: разработка стратегической программы или плана, разработка базовой стратегии, мотивация персонала на осуществление стратегии.
Основными компонентами формального планирования и инструментами реализации стратегии являются — тактика, политика, процедура, правило.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии, вырабатывается на уровне руководства среднего звена.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей; формируется высшими управляющими на длительный период времени.
Процедура описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации (запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо»).
Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации и полностью исключает свободу выбора.
Управленческие инструменты, применяемые в ходе реализации стратегического гитана и контроля выполнения, включают.
• бюджеты;
• управление по целям;
• управление по результатам;
• систему сбалансированных показателей;
• метод динамического норматива;
• программно-целевое планирование и т. д.
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно Этапы составления бюджета:
• объявление высшим руководством общих целей фирмы;
• подготовка отделами и подразделениями оперативных смет;
• высшее руководство проводит анализ и проверку предложений по бюджету;
<< [1] ... [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] ... [136] >>
|