ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Можно с уверенностью говорить, что использование комплекса «Мониторинг-Анализ» в значительной степени изменило отношение подразделений центрального аппарата к использованию информационных ресурсов ГНИВЦ. Если основными пользователями баз данных ЕАИС являлись сотрудники подразделений ГНИВЦ, которые выполняли информационно-вычислительные работы по поступающим заявкам, го сегодня основными пользователями ЦБД стали сотрудники подразделений ФТС России, Региональных таможенных управлений и таможен Новые требования, предъявляемые к таможенной службе, необходимость проведения таможенного оформления в виде сервиса, требования по участию ГНИВЦ в технологическом контуре процессов таможенного оформления и контроля привели к необходимости преобразования ЕАИС в информационно-технологическую систему. И сейчас ГНИВЦ обеспечивает процесс такого преобразования.

Одна из основных задач ГНИВЦ при этом формулируется в необходимости проектирования архитектуры и структуры вновь разрабатываемых систем, организации совместной работы с функциональными подразделениями ФТС России и подготовки требований для выполнения работ организациям-соисполнителям.

На практике была реализована модель, когда ГНИВЦ во взаимодействии с Функциональными подразделениями формирует требования к новым программным средствам, самостоятельно выполняет концептуальные этапы проектирования, организует постоянный контроль за ходом реализации проектов. За счет этого обеспечивается единство применяемых архитектурных решений, использование унифицированных компонентов в различных проектах. Очень важное значение при этом отводится вопросам стандартизации и сертификации.

Наиболее значимые проекты в этот период были связаны с разработкой Центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности, автоматизированных систем «Автотранспорт», «Таможенная стоимость», «Правоохрана», систем электронного декларирования и предварительного информирования. Одновременно специалисты ГНИ ВЦ принимали активное участие в разработке и согласовании структуры и состава работ Проекта модернизации информационной системы таможенных органов, в рамках соглашения между Правительством РФ и Всемирным банком.

Важнейшим направлением работ ГНИВЦ стало создание и развитие программных средств систем автоматизированного информационного взаимодействия ЕАИС с другими системами, в том числе с системами участников ВЭД, с системами таможенных администраций других государств.

Новый этап в развитии систем информационного взаимодействия был достигнут при реализации проекта «Зеленый коридор», когда по спецификациям и техническим условиям, разработанным специалистами ГНИВЦ, в течение 6 месяцев были разработаны программные средства в таможенных службах России, Швеции и Финляндии. При этом каждый из участников проекта самостоятельно и независимо друг от друга разрабатывал свою часть. Дальнейший опыт внедрения данного проекта, ход тестирования и эксплуатации полностью подтвердили правильность предложенных ГНИВЦ подходов к проектированию и разработке системы.

Использование процедуры «Зеленый коридор» при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации позволило:

• упростить таможенные процедуры при перемещении товаров из стран ЕС в Российскую Федерацию;

• организовать перевозки грузов в соответствии с международными договорами.

19.2. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «МОНИТОРИНГ-АНАЛИЗ»

Информационно-аналитическая система КПС «Мониторинг-Анализ» позволяет осуществлять контроль процесса таможенного оформления в области номенклатуры, стоимости, веса оформляемых товаров, начисления таможенных платежей.

«Мониторинг-Анализ» реализует процесс интеграции для различных информационных источников (БД ГТД, БД ТП НСИ, БД ЕГРЮЛ, БД ЕГРН) и последующее использован накопленных (агрегированных) данных для формирования разных по форме отчетов и справок.

«Мониторинг-Анализ» выполняет следующие функции:

• обеспечение доступа к ЦБД ГТД, а также ЦБД таможенных приходных ордеров (ТПО);

• предоставление возможности создания и редактирования условий, ограничивающих выборку данных из ПБД ГТД;

• наглядное отображение и вывод на печать информации отчетов;

• корректировку полученных отчетов в Microsoft Excel.

Информация о деятельности таможенных органов в области таможенного оформления ГТД в «Мониторинг-Анализ» представляется по разным критериям, в том числе:

• стоимости, весу и номенклатуре оформляемых товаров;

• начисленным платежам;

• стране происхождения и стране направления перемещаемых товаров;

• участникам таможенного оформления (таможенные органы, таможенные инспекторы, участники ВЭД);

• динамике процессов таможенного оформления.

«Мониторинг-Анализ» дает возможность получать как общие данные таможенного оформления товаров, так и детальную информацию по каждому из участников ВЭД, конкретному складу и таможенному инспектору.

Дополнительно «Мониторинг-Анализ» предоставляет возможность доступа (анализа и контроля) к процессам доставки товаров под таможенным контролем.

«Мониторинг-Анализ» имеет ярко выраженную трехуровневую структуру. Пользователь (через Internet-проводник) посылает запрос на WWW-сервер. WWW-сервер передает запрос на СУБД ORACLE, СУБД обрабатывает запрос и возвращает WWW-серверу.

WWW-сервер в свою очередь преобразует полученные данные в HTML-страницу и возвращает результат пользователю. Поэтому все обновления программного обеспечения КПС «Мониторинг-Анализа» происходят на WWW-сервере и в СУБД ORACLE. Изменения в программном обеспечении соответственно становятся доступны пользователю:

• ЦБД ТГЮ — мониторинг процессов таможенного оформления ГПО по ЦБД ТПО;

• ЦБД ДКД — мониторинг процессов доставки товаров под таможенным контролем (доступ к БД «Доставка-ЦБД»);

• поиск в ЕГРН, ЕГРЮЛ — поиск информации о юридических липах — участниках процессов таможенного оформления,

19.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АС АДППР «АНАЛИТИКА-2000»

В базе данных ЕАИС ФТС России хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД) и таможенных приходных ордеров (оформленных таможнями России начиная с 1991 г.) Хранилище данных за период с 1996 по 2005 г. насчитывает более 36 млн документов. Темпы роста объема БД в среднем составляют 600 тыс записей в квартал. Этот массив данных содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России.

Значительные объемы информации о внешнеэкономической деятельности России требуют наличия эффективных средств обработки для обеспечения процессов поддержки принятия решений по управлению таможенной деятельностью.

Первым шагом в создании полномасштабной системы поддержки принятия решений (СППР) корпоративного уровня стала обработка системы оперативного многомерного анализа данных электронных копий таможенных документов, которая обеспечивает новый уровень анализа данных и несопоставимые по сравнению, со статистическим анализом показатели производительности.

Системные цели создания системы «Аналитика-2000»:

• сокращение времени и трудозатрат, необходимых ддя получения агрегированной информации;

• повышение производительности труда сотрудников ФТС;

• улучшение качества аналитических данных, выдаваемых по запросу вышестоящих организаций;

• предоставление возможности руководителям высшего и среднего звена, а также аналитикам ориентироваться в огромных объемах данных и выбирать информацию, необходимую для принятия решений;

• обеспечение графического представления данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном пособии рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с применением современных управленческих моделей в таможенном деле.

Таможенный менеджмент рассмотрен как теоретическая основа управления таможенным делом с двух сторон. В широком смысле — как система взглядов, представлений, идей, направленных на развитие таможенного дела как социально-экономического института. В узком и специальном смысле — как форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, существенных связей, закономерностей). взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других.

В управленческой деятельности таможенных органов в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и целостно-эволюционный (когнитивный) подходы.

Интеграция этих подходов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на тюбом уровне: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате деятельности.

Все таможенные системы — это совместно функционирующие, открытые, распределенные и развивающиеся системы. Основная цель их совместного функционирования и развития — согласованная целенаправленная эволюция внешнеэкономической, таможенной и обеспечивающей деятельности.

Управление таможенным делом продиктовано с системных позиции в виде стратегического, оперативного и тактического управления.

Каждый из видов системного управления деятельностью таможенных органов характеризуется определенным циклом реализации, который состоит из анализа проблемной ситуации, подготовки и принятия решения, нормативного правового обеспечена решения. корректировки структур-стратегий деятельности, контроль реализации решения.

Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержанием. в котором выделяются методологический, функциональный, экономический, организационный. социальный и информационный аспекты.

В современных условиях значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД.

Предоставление государственных услуг в процессе таможенного администрирования должно основываться на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов

<<   [1] ... [131] [132] [133] [134] [135] [136]


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне