ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

8) для таможенных органов характерно наличие единой организационной структуры, включающей в себя следующие элементы: руководство, функциональные и отраслевые подразделения, а также вспомогательный аппарат. Независимо от разновидности таможенного органа — Федеральная таможенная служба, региональное таможенное управление, таможня или таможенный пост — всем им присуща определенная организационная структура. Специфика ее обусловлена характером, особенностями места, роли, задач и функций, выполняемых таможенным органом;

9) организационную структуру можно определить как форму распределения решений и в то же время как совокупность органов, обеспечивающих их реализацию.

ГЛАВА 4. ПОЛИМОДЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ЕДИНСТВО МОДЕЛЕЙ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

4.1. БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ИЕРАРХИЯ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ

Таможенное дело как сложное системное социально-экономическое явление имеет различные толкования. Определим базовые понятия нашего курса: «таможенное дело», «таможенное регулирование» и «таможенное администрирование».

С позиций классической школы управления таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В зависимости от трактовки такой инструмент может представлять собой государственный институт, государственную организацию или Федеральную таможенную службу России.

С позиций процессного подхода в это понятие вкладывается преимущественно процедурное содержание, и таможенное дело определяется как порядок и условия перемещения через границу товаров и транспорты* средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организации и осуществления таможенного контроля. Это определение раскрывает функциональные аспекты деятельности таможенных органов России, позволяет представить таможенное дело как целенаправленную процедуру, как бизнес-процесс.

Системный подход позволяет рассмотреть самый общий случай и дать самое широкое определение таможенного дела.

Таможенное дело — это сфера государственной политики, особая область государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю экономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятельности.

В данной интерпретации — это собирательный термин. При его широком понимании он объединяет в целое следующие направления таможенной теории и практики:

• таможенную политику государства — курс действий и система мер таможенного регулирования и контроля, проводимых государством в области внешнеторговой деятельности;

• общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспечения эффективной политики — таможенное регулирование;

• форму реализации таможенного регулирования — таможенный контроль в его широком понимании;

• законодательное и нормативно-правовое обеспечение таможенного регулирования и контроля;

• организацию таможенного регулирования и контроля в системе государственных органов власти;

• вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и других видов обеспечения таможенного регулирования и контроля.

В обобщенном виде морфологическая структура таможенного дела России представлена на рис. 4.1.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части не урегулированной им, — Федеральным законом о таможенном регулировании в Российской Федерации, таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Рис. 4.1. Морфологическая модель таможенного дела России

Федеральный закон о таможенном регулировании устанавливает отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей; устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области таможенного дела; определяет права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую

Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного цела; устанавливает правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации; регулирует властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации находятся в законодательно установленной взаимосвязи.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее — запреты и ограничения), установленные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

<<   [1] ... [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне