ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Рис. 3.3. Федеральная таможенная служба в системе государственного управления ВЭД

В процессе государственного управления таможенным делом принимают участие многие органы государственной власти, составляющие единую, иерархически построенную систему государственного управления, которая может быть дифференцирована на следующие элементы:

• Президент Российской Федерации;

• Федеральное Собрание Российской Федерации;

• Правительство Российской Федерации;

• Федеральная таможенная служба России.

Согласно второй трактовке, структура органов государственного управления таможенным делом понимается как внутренняя структура (строение) органа управления. В Российской Федерации таким органом является Федеральная таможенная служба.

Согласно положениям действующего законодательства, таможенные органы — это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенные органы «предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений».

Компетенция таможенных органов — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой.

То есть государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач.

Следовательно, таможенные органы как органы государства создаются для непосредственного выполнения этих функций, а также функций государства по охране своего таможенного суверенитета. В число таких функций входят: защита национальной экономики и таможенного суверенитета от вмешательства иностранных государств; таможенная охрана государственной и таможенной границы страны: таможенный контроль за экспортными и импортными операциями в пределах таможенной территории; таможенный контроль валюты, валютных ценностей, платежных документов и денежных знаков в пределах таможенной территории, взимание таможенных пошлин, таможенных и иных сборов, предусмотренных таможенным тарифом и таможенными правилами: установление ответственности юридических и физических лиц за нарушение национального законодательства в части осуществления таможенных операций и таможенных правил; организация системы таможенной информации и др.

Рассматривая роль таможенных органов в системе государственного управления таможенным дедом необходимо сделать акцент именно на правоохранительном и финансово-правовом характере их деятельности. В ст. 12 Закона РФ «О безопасности» таможенные органы представлены как составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Содержание финансово-правового статуса таможенных органов раскрывается в двух значимых аспектах: во-первых, в процедуре взимания таможенных платежей с участников экспортно-импортных операций: во-вторых, в функционировании механизма бюджетного планирования финансирования самих таможенных органов.

В таком понимании финансово-правовой статус имеет преимущественно процедурный характер и представляет собой компетенцию таможенных органов в процессе финансовой деятельности, формы и методы, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий их финансовой деятельности.

Для понимания финансово-правозого статуса таможенных органов существенным является выделение фискальной составляющей в экономической направленности таможенного регулирования Фискальная составляющая, обеспечивающая через взимание таможенных платежей пополнение доходной части бюджета, неотъемлема о г деятельности таможенных органов. В связи с вышеуказанным положение о том, что финансово-правовой статус таможенных органов реализуется посредством их финансовой деятельности, представляется методологически ценным, так как финансовая деятельность уже не ото-ждеств,шется только с реализацией фискальной функции таможенных органов. Дело в том, что средства, поступающие в федеральный бюджет через таможенные органы, включают также штрафы, пени, недоимки и другие платежи, которые, во-первых, являются результатом применения административных наказаний и финансово-правовых санкций, а во-вторых, не указываются законодателем как таможенные платежи по ТК РФ. Таким образом, фискальные доходы бюджета формируются в результате реализации таможенными органами как фискальной (взимание таможенных платежей), так и правоохранительной (применение имущественных санкций) функций.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации, сочетании единоначалия и коллегиальности, а также единства системы. Централизация, так же как и децентрализация, не представляет сама по себе, вне конкретных условий, положительной или отрицательной характеристики системы управления, она всегда существует в большей или меньшей степени. Оценить степень централизации и децентрализации в конкретной системе управления можно на основе коэффициента децентрализации решений Кдец :

где r — число решении, принятых на нижних уровнях иерархии; R — общее число решений, принятых в организации за тот же период.

Чем ближе данный коэффициент к 1, тем выше степень децентрализации.

Однако коэффициент решений еше мало о чем говорит, поэтому коэффициент децентрализации должен быть дополнен оценками важности решений, принимаемых на нижних ступенях управления, и степенью самостоятельности последних.

<<   [1] ... [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне