В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Рис. 4.8. Таможенная служба России как метасистема — структурно-организационный аспект
Единая система таможенных органов должна обладать структурой, набором функций. укомплектованностью штатов, их квалификацией, оснащенностью техникой и инфраструктурой в целом, позволяющими разрешать возникающую в процессе эволюции макросистемы проблемную ситуацию. Это означает, что единая система должна адекватным образом реагировать на изменения воздействий макросистемы, сохраняя при этом свою эффективность. Именно согласованностью всех процессов (от макросистемы до таможенного поста) при оптимальной интеграции всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении единой системы, обеспечивается требуемый уровень управления, требуемая эффективность.
Реальные проблемные ситуации возникают и разрешаются в процессе управления квазиодновременно на различных уровнях иерархической структуры единой системы таможенных органов. Свойства единой системы таможенных органов как открытой неоднородной интегрированной среды позволяют сформулировать следующие принципиальные положения системного управления:
• главным системным фактором, воздействующим на таможенные органы со стороны макросистемы и определяющим их специфику, является внешнеэкономическая деятельность;
• метасистема задает свои требования к таможенным органам и соответствующим образом определяет специфику их создания, деятельности и управления;
• специфика таможенных органов, особенности таможенной деятельности и управления должны устанавливаться на основе всестороннего обследования и анализа требований всех взаимосвязанных с ними систем;
• оптимизация структуры любого таможенного органа, технологии его деятельности и управления должна осуществляться по методике, ориентированной непосредственно на этот объект;
• оптимизация структуры и механизма управления в таможенных органах, находящихся примерно в равных условиях, должна осуществляться по единой методике.
Необходимо также подчеркнуть, что в первом случае (см. рис. 4.7) речь шла о макроуровневом представлении таможенной службы и о свойственных ей макропроцессах в целях анализа ее роли в государстве. Во втором (см рис. А .8) — о метауровневом представлении службы и характерных для этого уровня метасистемах и процессах, в целях структурно-организационного анализа собственно таможенной службы.
4.4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ
Деятельный подход к структуризации объекта управления применительно к таможенной службе проявляется в согласованности следующих технологий деятельности (рис. 4.9): технологии ВЭД, единой технологии таможенной деятельности, процедур технологического обеспечения таможенной деятельности.
По сути — это совокупность вложенных технологий деятельности. При этом нижний или первый уровень представляется системой технологического обеспечения единой системы таможенных органов. Это открытая распределенная многоуровневая система технических и информационных сред и средств, обеспечивающих деятельность личного (кадрового) состава таможенных органов. Иногда данная совокупность называется производственно-технической сферой.
Рис. 4.9. Таможенная служба России как совокупность вложенных технологий — технологическим аспект
Второй уровень вложенности представлен инфраструктурными и социальными компонентами единой системы таможенных органов. В рамках такой системы специалисты таможенной службы решают поставленные перед ними задачи, используя возможности технологического обеспечения по предписанным процедурам и операциям таможенной деятельности (в общем случае — по единой таможенной технологии). Не менее известное наименование данной системы — социально-производс!венная сфера.
Как уже показано, единая система таможенных органов является одним из элементов системы внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей достижение своих целей на основе соответствующей стратегии по соответствующей технологии.
Пример функциональной структуры деятельности гипотетического таможенного органа представлен на рис. 4.10.
Такая структура сформирована на основе деятельного подхода. В рамках структуры определены:
• деятельность таможенной службы России как процедурно-технологическое выражение таможенной политики государства:
• виды деятельности (оперативная, экономическая, правовая и др.) как направления реализации системных таможенных функций;
• управление (управленческая деятельность) как совокупность процедур оперативного управления и контроля, программно-целевого планирования и управления;
Рис. 4.10. Функциональная структура деятельности гипотетического таможенного органа
• информационно-аналитическая деятельность как направление деятельности и информационная платформа для реализации всех видов деятельности таможенных органов, а также эффективная обратная связь, обеспечивающая органы управления материалами оперативной диагностики и рекомендациями по корректировке процессов управления и развития;
• системы внешних факторов и показателей деятельности как основные характеристики условий и результатов таможенной деятельности.
Для любого из видов таможенной деятельности и для всей их совокупности могут быть выделены следующие квазинезависимые направления: деятельность в интересах государства, деятельность в интересах участника ВЭД, деятельность в собственных интересах.
<< [1] ... [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] ... [136] >>
|