ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

• модели государственного института или модели государственной организации (Федеральной таможенной службы);

• модели организационной системы;

• модели технологической системы;

• модели системы управления;

• модели организационно-технологической системы.

Вариант структуризации таможенного дела в виде государственного института или государственной организации раскрывается на рис. 4.6.

Здесь таможенное дело представлено как развивающаяся единая общегосударственная функция таможенного регулирования и контроля — таможенный институт, как организация — таможенные органы и их подразделения, как процесс — деятельность таможенных органов и их подразделений, и как персонал, осуществляющий такую деятельность. Каждому уровню соответствуют следующие характеристики проблемы (П); цели (Ц); идеи (И); правила, правовые нормы (П); механизм управления (М); организация (О).

Таможенное дело, представленное в виде организационно-технической системы, — это таможенная служба как единый нормативно-правовой и информационно-технологический комплекс, целостная организация. Такая модель является наиболее полным представлением системы. но и наиболее сложным. Представляя и анализируя таможенную службу как систему, необходимо также учитывать, что в пространственно-функциональном отношении она принадлежит к классу открытых распределенных систем.

Формы представления таможенного дела, их содержательное наполнение зависят от выбираемого уровня структуризации и выбираемого методологического подхода к описанию и исследованию таможенных систем. Примеры интерпретации и детализации таможенного дела с позиций наиболее распространенных процессного и организационного подходов содержатся в табл. 4.1

4.3. СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ

В рамках организационного подхода таможенная служба характеризуется как целое в государственном устройстве России, определяется ее место и роль в политико-экономической деятельности государства.

Таблица 4.1. Представление таможенного дела как объекта исследования и управления на основе процессного и ситуационных подходов
Процессный (деятельный) подход Организационный подход
Таможенное дело Всемирная таможенная организация как международный институт таможенного администрирования
Таможенная деятельность Национальная система государственного администрирования
Деятельность таможенных органов ФТС России
Деятельность таможенного органа Система таможенных органов. Центральный аппарат ФТС (ЦА ФТС) России, Региональные таможенные управления (РТУ)т таможни и таможенные посты (ТиТП)
Деятельность таможенных подразделений Главные управлении, управления ЦА ФТС России, управления, отделы РТУ, отделы, отделения Т, ТП
Деятельность таможенного персонала Таможенный персонал

Кроме того, этот подход также позволяет целостно представить и внутреннюю структуру единой системы таможенных органов.

Повышение эффективности таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической деятельности России в значительной мере определяется согласованностью процессов их развития с направленностью и динамикой эволюционного развития России и мирового сообщества. Такая согласованность достигается на основе реализации следующих механизмов: интеграции таможенной службы в сферу политико-экономической деятельности государства, адаптации таможенной службы к эволюционирующей экономической политике и стратегии экономического развития и безопасности России, реализации стратегического управления и контроля процессов развития таможенной службы. Наличие таких механизмов и их использование обеспечивают качественное изменение места и роли таможенной службы в государственно-экономической и социальной жизнедеятельности страны.

Целостное (системное) представление таможенной службы в качестве компонента государственной политики России отражено на рис. 4.7.

При таком представлении наблюдается три уровня вложенности следующих систем: таможенной службы РФ как системы. ВЭД РФ как метасистемы и России как макросистемы.

Здесь таможенная служба рассматривается как элемент метасистемы — внешнеэкономической деятельности России или, в общем случае, России как макросистемы. Такой элемент-система формируется для целей эффективной реализации стратегии ВЭД, экономической полигики и политики государственной безопасности России и реализует в полном объеме следующие системные таможенные функции: функцию таможенного контроля, экономическую (фискальную), правоохранительную, регулирующую и информационно-аналитическую функции.

Рис. 4.7. Федеральная таможенная служба элемент макросистемы — государственно-политический аг.пект

При таких условиях, с позиций целостности, таможенная служба в отношении вышестоящих систем может рассматриваться как «вложенная» система. Вложенность объектов системного управления является основным конструктивным механизмом интеграции и реинтеграции систем. В первом случае речь идет о формировании мета- и макросистем. Во втором — о разделении объекта управления и его окружения В свою очередь, таможенная служба, на основе тех же представлений, сама является метасистемой, т. е. состоит из совокупности вложенных систем, показанных на рис. 4.8.

Таможенная служба представлена в таком случае для целей системного управления. На нижнем уровне данной организационной структуры находятся таможенные посты. Они входят в качестве элементов в более сложные системы — таможни, последние, в свою очередь, являются элементами еще более сложных систем — региональных таможенных управлений, которые являются элементами ФТС России. Совокупность этих вложенных иерархических систем является метасистемой, она составляет единую систему таможенных органов России, которая, в свою очередь, есть один из элементов макросистемы, например России или системы внешнеэкономической деятельности. Именно макросистема задает таможенным органам пели и ограничения, в рамках которых на основе имеющихся ресурсов обеспечивается их деятельность.

<<   [1] ... [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне