В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая, что речь идет о государственном управлении, то ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию) практически предопределен: инструментами администрирования или административными мерами и средствами.
В общем случае администрирование — это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления. Административные или административно-управленческие методы — способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.
По аналогии введем следующие определения таможенного администрирования. В широкой постановке таможенное администрирование — специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики России.
В более узкой постановке таможенное администрирование — организационно-управленческая деятельность ФТС России, а также деятельность таможенных органов, осуществляемая в нормативных правовых рамках, по реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела.
Более простое, но не менее сущностное определение следующее. Таможенное администрирование представляет собой совокупность средств и методов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и контроля. Управленческая сущность таможенного администрирования заключается в том, что оно представляет собой системное организационно-технологическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью ее эффективного регулирования и контроля. Такое воздействие всегда ограничено определенной организацией и процедурами реализации порядка и правил, регламентирующих право юридических и физических лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Примером такого регламентирования является административный регламент.
В правовом и организационно-технологическом отношениях таможенное администрирование представляется соответствующими институтами, а в их системном выражении — системой таможенного администрирования Для России в современных условиях организационное «ядро» такого института — Федеральная таможенная служба.
Кабальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело» схематично представлена на рис. 4.2.
Таможенное дело осуществляется на двух качественно различимых организационных уровнях (уровнях администрирования).
На первом (институциональном) уровне администрирования формируется политика, определяются идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. На втором (организационном) — создаются и функционируют правовые и организационно-технологические методы и средства и осуществляется практическая реализация таможенного регулирования и контроля.
С позиций системного подхода таможенное дело можно представить как открытую целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты (рис. 4.3): таможенная политика — идеологический аспект; условия и порядок таможенного регулирования и контроля — функционально-технологический аспект; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба) — институциональный и организационный аспекты.
В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязях друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровневых элементов, называемую таможенным делом. В зависимости от целей управления и принятия управленческих решений любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой.
Рис. 4.2. Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело»
Представление таможенного дела как системы в виде иерархии таможенных систем отображено на рис, 4.3.
Таможенная политика Российской Федерации — это государственная политика в области таможенного дела, включающая систему мер. осуществляемых Федеральной таможенной службой в целях эффективной реализации возложенных на нее функций и решения стоящих перед ней задач в сфере внешнеэкономической деятельности.
В дальнейшем будем также считать, что функция таможенного регулирования раскрывается в процессе таможенной деятельности. При этом таможенная система, осуществляя таможенное регулирование и контроль, реализует конкретные таможенные процедуры и таможенные операции. Например, процедуры таможенного оформления, процедуры исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и др.
Рис. 4.3. Представление таможенного дела в виде иерархии таможенных систем
4.2. ПОЛИМОДЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ЕДИНСТВО МОДЕЛЕЙ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Таможенное дело представляет собой достаточно сложный объект для управления.
Первый фактор сложности связан с особенностями описания таможенных систем как объектов управления (рис. 4.4).
Это прежде всего большая размерность регулируемых, контролируемых и измеряемых величин; наличие как непрерывных, так и дискретных параметров; существенная нелинейность, включая случай изменения вида функциональных зависимостей; значительное влияние стохастических факторов не только на отдельные параметры, но и на типы функциональных зависимостей (модели).
<< [1] ... [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] ... [136] >>
|