В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ
3.1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ
В раскрытии понятия государственного управления важное значение принадлежит толкованию обеих его составных — «государственное» и «управление».
Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности и другое, но сторонами в управлении могут быть только люди. Исключительно важным представляется и тот момент, что управление как явление детерминируется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью.
Управление можно подразделить на виды по различным основаниям — в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности, структуры общественных отношений, объекта управления и др. Поэтому вопрос о видах управления и их соотношении с государственным имеет принципиальное значение, поскольку только их обоснованное выделение позволяет выстраивать работающую и эффективную иерархию и систему управляющих взаимодействий с объектами управления. Если управление есть» воздействие, определяемое свойствами общества, разума, субъективного фактора, власти, то классифицировать виды управления следует по субъектам управления, которые и формируют, реализуют управляющие воздействия, и отвечают за их последствия. По субъекту управления можно выделить несколько видов управления (местное самоуправление, менеджмент, общественное управление и др.), но особое место занимает государственное управление.
Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект — государство. Государство отличается от иных общественных структур тем. что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Одним из таких объектов государственного управления выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.
Само участие государства в регулировании таможенного дела предполагает существование определенных норм права, регламентирующих данную деятельность. Как и в любой другой области общественных отношений, функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю их выполнения. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Поскольку наиболее явная форма воздействия государства — это управление, то процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления В данном случае это функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления — таможенному регулированию.
Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая, что речь идет о государственном управлении, — то это инструменты администрирования или административные меры и средства.
Согласно классической школе управления, таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Государственная власть, помимо внешнего разделения по вертикали и по горизонтали, внутри себя функционально делится еше на две части — принцип раздвоения (греч. — дихотомии) власти: на лиц, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть, или государственную службу (рис. 3.1).
Понятие «администрация» происходит от лат. ad + ministrare что означает «служить для» и является производным от ministris, что переводится как «слуга».
Рис. 3.1. Дихотомия государственной власти
Таблица 3.1. Объекты государственною администрирования
Вид |
Состав |
Содержание |
|
Отношения |
Учреждения, коммуникации, субординации, взаимодействия, построения, ограничения, стили руководства и управления... |
Процессы системы |
Связи |
Информации, иерархии, компетенции, линейности, функциональности, централизации, ответственности, отчетности... |
Функции |
Стратегические, основные, конкретные, специальные, общие, обеспечивающие, вспомогательные.. |
Процедуры |
Планирования, разработки, реализации, контроля исполнения, режимы, реорганизации, стимулирования... |
Нормы |
Взаимосвязи, корреспонденции, надежности, ответственности, полномочий, подчиненности, управляемости... |
|
Документы |
Уставы, положения, договора, регламенты, нормы, правила, инструкции, рекомендации, квоты, заключения... |
|
Структуры |
Линейные, функциональные, линейно-функциональные, сетевые. органические... |
<< [1] ... [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] ... [136] >>
|