ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

3.1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

В раскрытии понятия государственного управления важное значение принадлежит толкованию обеих его составных — «государственное» и «управление».

Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности и другое, но сторонами в управлении могут быть только люди. Исключительно важным представляется и тот момент, что управление как явление детерминируется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью.

Управление можно подразделить на виды по различным основаниям — в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности, структуры общественных отношений, объекта управления и др. Поэтому вопрос о видах управления и их соотношении с государственным имеет принципиальное значение, поскольку только их обоснованное выделение позволяет выстраивать работающую и эффективную иерархию и систему управляющих взаимодействий с объектами управления. Если управление есть» воздействие, определяемое свойствами общества, разума, субъективного фактора, власти, то классифицировать виды управления следует по субъектам управления, которые и формируют, реализуют управляющие воздействия, и отвечают за их последствия. По субъекту управления можно выделить несколько видов управления (местное самоуправление, менеджмент, общественное управление и др.), но особое место занимает государственное управление.

Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект — государство. Государство отличается от иных общественных структур тем. что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Одним из таких объектов государственного управления выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.

Само участие государства в регулировании таможенного дела предполагает существование определенных норм права, регламентирующих данную деятельность. Как и в любой другой области общественных отношений, функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю их выполнения. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку наиболее явная форма воздействия государства — это управление, то процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления В данном случае это функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления — таможенному регулированию.

Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая, что речь идет о государственном управлении, — то это инструменты администрирования или административные меры и средства.

Согласно классической школе управления, таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Государственная власть, помимо внешнего разделения по вертикали и по горизонтали, внутри себя функционально делится еше на две части — принцип раздвоения (греч. — дихотомии) власти: на лиц, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть, или государственную службу (рис. 3.1).

Понятие «администрация» происходит от лат. ad + ministrare что означает «служить для» и является производным от ministris, что переводится как «слуга».

Рис. 3.1. Дихотомия государственной власти

Таблица 3.1. Объекты государственною администрирования
Вид Состав Содержание
Отношения Учреждения, коммуникации, субординации, взаимодействия, построения, ограничения, стили руководства и управления...
Процессы системы Связи Информации, иерархии, компетенции, линейности, функциональности, централизации, ответственности, отчетности...
Функции Стратегические, основные, конкретные, специальные, общие, обеспечивающие, вспомогательные..
Процедуры Планирования, разработки, реализации, контроля исполнения, режимы, реорганизации, стимулирования...
Нормы Взаимосвязи, корреспонденции, надежности, ответственности, полномочий, подчиненности, управляемости...
Документы Уставы, положения, договора, регламенты, нормы, правила, инструкции, рекомендации, квоты, заключения...
Структуры Линейные, функциональные, линейно-функциональные, сетевые. органические...

<<   [1] ... [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне