В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Рис. 14.16. Схема функциональной вертикали
1. Возникновение необходимости принятия решения, формирование поручения.
Необходимость принятия решения может быть обусловлена следующими факторами:
• поручение руководства (инициативное, вызванное необходимостью реагирования на какую-либо информацию и др.);
• возникновение проблемной ситуации, требующей решения;
• инициатива исполнителя.
При этом чем выше статус лица, которое будет принимать решение, тем больше промежуточных этапов согласования проекта документа, в котором формализовано соответствующее решение. Так, например, если решение должно быть принято Руководителем ФТС России (подпись соответствующего документа либо наложение резолюции), то лицами, согласующими указанный проект документа, являются: начальник функционального отдела, курирующий заместитель начальника структурного подразделения, начальник структурного подразделения, курирующий заместитель руководителя Ф1С России
В большинстве случаев рассматриваемый процесс начинается с постановки поручения. Уровень лица, формирующего поручение (руководитель службы, начальник управления, начальник отдела), обусловливается важностью вопроса, точкой входа информации (пример, письмо, адресованное на конкретное уполномоченное должностное лицо), наличием права и компетенции по формированию соответствующих поручений и др. Пои формировании поручения управлением соответствующего звена определяется его приоритетность, сроки выполнения, а также ответственный исполнитель.
Поручение может быть сформировано в следующем виде"
• резолюция уполномоченного липа на документе (письме, докладной записке, служебной записке и др.);
• формулировка в порученческой части приказа, распоряжения;
• устное указание уполномоченного лица.
2. Регистрация поручения в системах документационного обеспечения.
В целях упорядочения процесса документационного оборота, обеспечения возможности контроля движения документа и сроков исполнения поручения и др. основная информация о документе вносится в электронные системы документационного обеспечения.
Указанное дейс гвие играет обеспечивающую роль, однако считаем целесообразным его отметить, так как на практике большинство действий, связанных с подготовкой документа, отражается в соответствующем программном средстве.
3. Проработка вопроса исполнителем.
В процессе подготовки материалов, необходимых для принятия решения, важнейшее место занимает этап проработки вопроса конечным исполнителем. Указанное обусловлено в том числе тем, что исполнитель является экспертом в указанной области, который знает особенности ретроспективного (исторического) развития вопроса, проблемные «узкие места» и иные специфические аспекты, которые могут быть не известны руководящим лицам, обладающим статусом подписи.
От качества проработки вопроса исполнителем во многом зависит принятие конечного решения уполномоченными должностными лицами.
При поступлении документа исполнителю он компетентно может дать заключение по следующим вопросам:
• относится ли поручение к компетенции функционального отдела (хотя конечное решение по данному вопросу принимает лицо, сформировавшее поручение);
• относится ли поручение к исключительной компетенции функционального отдела либо требует дополнительных запросов;
• особенности выполнения поручения в условиях актуального состояния практической реализации проблемного вопроса.
В случае если поручение не относится к компетенции функционального отдела, исполнителем по согласованию с начальником функционального отдела готовится проект документа (докладная записка) на имя лица, давшего поручение, для передачи его в иное компетентное подразделение.
В случае если поручение требует дополнительной проработки иными подразделениями, исполнителем по согласованию с начальником функционального отдела готовится проект документа (служебная записка, письмо), содержащего соответствующий запрос.
4. Подготовка заключения по вопросу исполнителем для принятия решения.
После получения всех необходимых материалов и детальной их проработки исполнитель подготавливает экспертное заключение по существу вопроса, с предложениями о возможных вариантах его решения
5. Определение формы реализации решения.
Лицо, уполномоченное принимать первичное промежуточное решение (изначально начальник функционального отдела), определяет форму реализации решения (письмо, докладная записка, устный доклад и др.).
6. Подготовка проекта документа исполнителем.
После определения лицом, принимающим решение, формы его реализации исполнитель готовит проект соответствующего документа, который проходит установленную процедуру визирования.
7. Принятие окончательною решения — подписание документа (наложение резолюции).
Окончательное решение принимает лицо, имеющее соответствующее право и статус подписи.
Часто, это тоже лицо, которое сформировало изначальное поручение.
8. Присвоение документу регистрационного номера в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства, регистрация документа в системах документационного обеспечения.
9. Направление документа адресату.
Указанные действия являются обеспечивающими, однако необходимы для фактического доведения принятого решения до лиц, к обязанностям которых относится его исполнение.
Как правило мероприятия по подготовке проекта решения (шаги 1—6), осуществляющиеся на уровне исполнитель-начальник функционального подразделения, являются основополагающими. А далее уже подготовленный проект решения одобряется вышестоящим руководством.
<< [1] ... [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] ... [136] >>
|