В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
В ФТС России решение могут принимать только уполномоченные на то должностные лица путем подписания соответствующих документов либо наложения виз на них. Решения по наиболее важным вопросам принимаются руководителем ФТС России либо его заместителями.
Однако в ряде случаев начальники структурных подразделений ФТС России также уполномочены принимать отдельные решения в части компетенции.
Наличие подписи (визы) уполномоченного должностного лица является свидетельством принятия соответствующего решения, за которое должностное лицо несет ответственность.
Права и обязанности должностных лиц ФТС России определяются соответствующими должностными инструкциями (для сотрудников таможенных органов) либо должностными регламентами (для государственных служащих таможенных органов).
Однако обширный круг вопросов, относящихся к ведению ФТС России, разветвленная горизонтальная (наличие функциональных и структурных подразделений) и многоуровневая вертикальная (иерархическая) структура Ф ГС России обусловливают необходимость про-работки вопросов соответствующими экспертами структурных (функциональных) подразделений, а также определяют сложность процесса подготовки и принятия решения.
Кратко рассмотрим структуру центрального аппарата ФТС России.
Место структурного подразделения (далее — функциональный отдел) в структуре центрального аппарата ФТС России представлено на рис. 14.13.
Рис. 14,13. Структура центрального аппарата ФТС России и полномочия должностных лиц в части подписания (визирования) документа
При этом функциональное подразделение играет ключевую роль в подготовке проекта документа, на основании которого принимается решение.
Функциональная деятельность и перечень вопросов, относящихся к компетенции функционального отдела, определяется следующими правовыми актами (рис. 14.14):
• положение о ФТС России (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»);
• положение о соответствующем структурном подразделении центрального аппарата (управлении, главном управлении, утверждаемое приказом ФТС России);
• положение о функциональном отделе (утверждается начальником структурного подразделения ФТС России — начальником управления (главного управления)).
Рис 14.14 Схематическое изображение множества шагов, определяющих функциональную деятельность и перечень вопросов относящихся к компетенции функционального отдела
В своей деятельности должностные лица функционального отдела руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами. Таможенным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
Совокупность положений указанных правовых актов образует систему правовых норм, которыми руководствуются должностные лица
Рис 14.15. Схематическое изображение множества актов, правовое поле Функционального отдела: ФЗ — Таможенный кодекс РФ и иные федеральные законы, регулирующие отношения. возникающие в области таможенного дела; П1-П4 — приказы ФТС России положения трех из которых затрагивают вопросы относящиеся к компетенции функционального отдала (П2-П4); Сп1-3 — приказы ФТС России, регламентирующие специфические вопросы, относящиеся к исключительной компетенции функционального отдела
фунционального отдела при осуществлении своих обязанностей (далее — правовое поле, схематично представлено на рис. 14.15).
По аналогии могут быть представлены иные перечисленные выше акты, которыми руководствуются в своей деятельности должностные лица функционального отдела.
При этом правовые нормы, образующие правовое поле, могут быть условно разделены на нормы, регламентирующие общие вопросы (например. порядок организации делопроизводства, порядок работы с информационными ресурсами и др. — на рисунке множества П2-П4), и нормы, регламентирующие специфические аспекты функциональной деятельности подразделения (далее — функциональное правовое поле, например особенности осуществления технологий таможенного оформления и таможенного контроля в части компетенции отдела, действия должностных лиц таможенных органов в тех или иных случаях, специфика применения различных инструментов и др — на рисунке множества Сп1—3). Как правило, в РТУ и таможнях существуют функциональные отделы, осуществляющие свою деятельность в рамках функционального правового поля и обеспечивающие решение соответствующих задач в регионе деятельности РТУ и таможни.
функционального отдела при осуществлении своих обязанностей (далее — правовое поле, схематично представлено на рис. 14.15).
В совокупности функциональные подразделения центрального аппарата, РТУ и таможен образуют функциональную вертикаль (схематично представлено на рис. 14.16).
Схематично, рассматривая поэтапно процесс принятия решения (включая подготовку проекта соответствующего документа), можно выделить следующие шаги.
<< [1] ... [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] ... [136] >>
|