В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Обучение руководящего состава таможенного органа по дисциплине «Управление качеством таможенного дела» целесообразно осуществить в объеме 36 часов с отрывом или без отрыва от работы, используя возможности РТА. ее филиалов, а также контакты отделов подготовки кадров с вузами в регионах.
Руководство таможенного органа должно обеспечить, чтобы политика таможенного органа в области качества:
• соответствовала перспективным целям и задачам таможенного органа;
• включала обязательство соответствовать требованиям, предъявляемым к реализации закрепленных функций и постоянному повышению результативности системы управления;
• создавала основу для анализа качества процессов и результатов;
• была доведена до сведения персонала таможенного органа и понятна ему;
• подвергалась мониторингу с целью систематической актуализации.
Политика таможенного органа в области качества исполнения возложенных на него функций может быть сформулирована руководством таможенного органа на основе принципов Э. Деминга. Эти принципы применительно к таможенному делу, предписывают следующее:
• совершенствовать таможенные процедуры и воспитывать у персонала таможен постоянное стремление к этому;
• изменить отношение к участникам ВЭД, стать их партнером, заинтересованным в разумном, доброжелательном выполнении своей государственной функции при обеспечении максимального удобства своему клиенту и безусловном выполнении таможенного законодательства;
• следить за стабильностью реализуемых процессов:
• организовать учет затрат на выполнение таможенных функций:
• анализировать отклонения от утвержденной таможенной технологии;
• создать систему повышения квалификации и самосовершенствования сотрудников, в том числе подготовки кадров на рабочих местах;
• превратить контроль сотрудников из элемента принуждения под угрозой наказания в элемент доброжелательной помощи;
• уничтожить страх сотрудников таможни за стремление улучшить свою работу;
• разрушить барьеры между отделами и работать как одна команда, имеющая одну общую цель;
• работать над системой управления, отказаться от лозунгов и призывов;
• отказаться от установления для исполнителей количественных норм и заданий;
• устранить препятствия, не позволяющие персоналу таможенного органа гордиться своей профессией;
• вовлечь весь персонал в разработку программ преобразований и их реализацию.
Декларация таможенного органа о политике в области обеспечения качества таможенной деятельности направлена на повышение имиджа таможенной службы и заключается, прежде всего, в том, что содержит:
• заявление о гарантиях участникам внешнеэкономической деятельности квалифицированного и объективного таможенного контроля в соответствии с российским таможенным законодательством,
• заявление об обеспечении участникам внешнеэкономической деятельности режима наибольшего благоприятствования, о максимальном упрощении, прозрачности и сокращении времени таможенного контроля.
Разработка и опубликование политики в области качества имеют колоссальное мобилизующее значение. Это обязывает руководство непрерывно планировать целевые установки по качеству конечных результатов труда, что рассматривается как механизм достижения все новых рубежей в повышении эффективности работы таможенного органа.
Предварительная программа совершенствования системы управления заключается в разработке первой редакции Руководства по системе управления, решении задач, сформулированных в приказе о начале работы над освоением требований ГОСТ Р ИСО 9001:2008, а также решении очевидных (лежащих на поверхности) проблем.
Второй этап совершенствования системы управления таможенным органом заключается в разработке или переработке первоочередных общесистемных документов, т. е. тех, необходимость в которых очевидна. Примерное содержание этого этапа приведено на рис. 15.3. На данном этапе рекомендуется разработать:
• первую редакцию Руководства по системе управления. Первую редакцию документа можно ввести в действие как временную. Это существенно ускорит работу по совершенствованию системы управления. Методика разработки первой редакции Руководства предполагает возможность и необходимость ссылки на еще неразработанные документы. На их основе формируется план документального обеспечения системы управления. На основе первой редакции в должностные инструкции руководящего состава включаются дополнительные функции;
Рис. 15.3. Второй этап совершенствования системы управления таможенным органом
• мотивационный механизм обеспечения качества труда персонала таможенного органа;
• СТТ ...«Порядок разработки, внедрения и контроля за соблюдением стандартов таможни (СТТ)»;
• СТТ ... «Контроль за исполнением нормативно-правовых и распорядительных документов»;
• СТТ ... «Порядок рассмотрения внешних и внутренних претензий»;
• СТТ ... «Порядок разработки, согласования и утверждения таможенных технологий»;
• СТТ ... «Порядок технического обслуживания и обеспечения технологической точности ТСТК, таможенного оборудования и средств связи»;
• СТТ ... «Порядок периодического контроля за соблюдением таможенных процедур»;
• СТТ ... «Порядок проведения внутренних проверок системы управления и ее элементов»;
• порядок организация на основе анализа несоответствий постоянной учебы персонала по проблемам качества и эффективности;
• целевую программу повышения результативности работы таможенного органа на ближайший год и пятилетнюю.
<< [1] ... [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] ... [136] >>
|