В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Качество выполнения функции анализа объекта управления можно оценить, используя следующие показатели:
• системность выполнения анализа состояния объекта планирования к соответствии с требованиями заказчика;
• наличие методики и методической схемы анализа объекта управления;
• уровень использования электронных программных средств;
• уровень использования современных экономико-математических методов анализа;
• величина абсолютной и относительной ошибки результатов анализа;
• степень достижения цели анализа.
Дополнительно для косвенной оценки качества процедур анализа могут использоваться характеристики компетентности персонала, осуществляющего анализ — опыт участия в работах по анализу объекта управления, соответствие профессионального образования целям анализа, наличие сертификатов о повышении квалификации в целевых семинарах.
Показатели, принятые для оценки качества процессов и результатов анализа, должны быть обеспечены соответствующими методическими. организационными и материальными средствами. Для этого по каждому показателю должна быть проведена оценка методики и методической схемы анализа с единственным вопросом — можно ли при данных условиях достигнуть необходимый уровень качества анализа. При возникновении сомнений методика и ее организационное и материально-техническое обеспечение должны быть улучшены или снижен уровень требований к результатам анализа.
Прогнозирование развития объекта планирования Прогнозирование развития объекта на основе результатов анализа может быть краткосрочным или долгосрочным в зависимости от цели планирования.
В практике управления организациями инк подразделения ми используются прогнозы в основном на ближайшую перспективу — до пяти лет.
Традиционные методы прогнозирования на такую перспективу основаны на экстраполяции характеристик объекта управления. Применение же для таких целей сложных теорий социально-экономических циклов, экономико-математических и имитационно-эвристических моделей практически нереально.
В то же время необходимо оценивать качество прогнозирования для того, чтобы была возможность разрабатывать на основе прогнозов реальные стратегические и тактические планы.
Обычный алгоритм прогнозирования состоит из следующих этапов:
• определение состава основных характеристик объекта управления, которые могут в дальнейшем выступать в качестве плановых показателей;
• определение состава факторов, влияющих на изменение основных характеристик объекта управления;
• исследование корреляционных или функциональных связей основных характеристик объекта управления с влияющими на них факторами;
• определение закономерностей и тенденций изменения факторов на прогнозируемый период;
• вычисление тенденций изменения характеристик объекта управления на основе выявленных закономерностей, корреляционных или функциональных связей;
• сопоставление тенденций изменения прогнозируемых характеристик с передовым уровнем развития аналогичных объектов;
• оценка возможных инновационных нововведений в развитии объекта прогнозирования в рассматриваемый период и их влияния на тенденции изменения прогнозируемых характеристик;
• обоснование количественных и качественных результатов прогноза развития объекта управления по совокупности основных прогнозируемых характеристик.
В качестве показателей качества процессов и результатов прогнозирования могут применяться:
• полнота учета факторов, оказывающих влияние на тенденции развития объекта прогнозирования;
• наличие установленных функциональных или корреляционных связей характеристик объекта прогнозирования с факторами, влияющими на его развитие;
• наличие вариантов прогноза и уровень разброса его результатов.
• оценка ошибки прогноза;
• уровень достоверности прогноза.
С целью достижения установленных характеристик прогноза его организаторы должны подвергнуть анализу методику прогнозирования и принять решение, возможно ли с использованием данной методики получить обоснованные результаты.
Разработка стратегических, тактических и оперативных планов. Стратегическое планирование представляет собой набор решений, которые определяют долгосрочные перспективы развития организации или вида деятельности и достижение долгосрочных целей. Долгосрочный перспективный план определяет, исходя из сильных и слабых сторон организации, изменения в характере деятельности, видах и источниках ресурсов, адаптацию организации к внешней среде и изменения во внутренней структуре. Стратегический план придает организации определенность и индивидуальность, что позволяет ей осуществлять целенаправленную кадровую и экономическую политику.
С целью реализации стратегических (долгосрочных) планов разрабатываются более конкретные тактические (среднесрочные) и оперативные (годовые, квартальные) планы.
Основой для разработки планов организации и ее подразделений являются результаты прогнозирования, установки вышестоящих организаций (подразделений) и решение проблем несоответствия результатов деятельности установленным требованиям.
Характеристики, включаемые в планы, могут иметь конкретные абсолютные или относительные значения — индикаторы изменения.
Широкое распространение получит различные модели планирования и принятия управленческих решений (математические, аналоговые, физические и др.). Это обусловлено тем. что модели позволяют упростить сложные проблемы в реализации функций управления и получать более объективные варианты решений. Наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, модели линейного программирования, имитационные модели, модели экономического анализа и др.
<< [1] ... [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] ... [136] >>
|