ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Процесс планирования подчиняется определенной логике, требующей обязательности и осуществления определенных плановых процедур:

• постановка цели и задач планирования

• выбор подходов к формированию планов;

• выбор методов плановых расчетов;

• определение объема и характера предплановых расчетов;

• выражение плановых мероприятий в конкретных показателях (натуральных или стоимостных).

При проблемном подходе к разработке плана его содержанием является решение общих для всех таможенных органов проблем, таких как создание необходимого количества пунктов пропуска и переходов всех видов для контроля перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу, повышение уровня их обустроенности и др. Характерный пример для процесса стратегического планирования представлен на рис. 13.5.

Комплексный программно-целевой подход предполагает решение в единстве многих проблем: социальных, экономических, технических, экологических и др. Разрабатывается программа, которая включает следующие разделы: введение; содержание проблем; цели и задачи программы; финансирование программы; опенка эффекта от реализации программы; организация управления программой и контроль; мероприятия программы; технико-экономическое обоснование программы.

Рис. 13.5. Процесс стратегического планирования

Программы обычно разрабатываются на 3—5 лет. Иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства и ведомства. Составлению программ предшествует большая и серьезная предплановая работа, в том числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.

Нормативная база для планирования разрабатывается Правительством, Министерством финансов. ФТС России и другими государственными органами.

В системе планирования ключевым объектом исследования является комплекс предстоящих работ, который представляется в виде совокупности отдельных процессов, частей и элементов. Основной плановый документ — сетевой график, или сеть. В графике с необходимой степенью детализации отображается, какие работы, в какой последовательности и за какое время надо выполнить, чтобы обеспечить окончание всех видов деятельности не позже заданного срока (рис. 13.6). Фиктивными работами при этом считаются возможные ожидания последующих процессов.

К основным планируемым параметрам в сетевых моделях относятся такие временные показатели, как продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени совершения событий. Все операции, не принадлежащие критическому пути, можно сдвинуть во времени и пределах их резервов, не увеличивая при этом общей продолжительности выполнения комплекса работ.

Рис. 13.6. Пример сети типа «вершины-события»

Целесообразно проводить вариантные расчеты, что позволяет выбрать оптимальный (наиболее реальный) план действий. Такой подход позволяет модернизировать худшие и наиболее благоприятные показатели развития таможенной службы при изменении условий внешнеэкономической деятельности и финансирования.

13.3. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация как одна из общих функций управления является практическим связующим звеном между утвержденным планом (принятым решением) и его реализацией.

Функцию организации следует рассматривать как совокупность действий по подготовке к реализации утвержденного плана, которая включает:

• разработку или переработку (корректировку) технологии запланированного процесса;

• создание или приведение в соответствие с утвержденным планом организационной структуры для реализации обновленной технологии процесса;

• обеспечение объекта управления финансовыми ресурсами, компетентными кадрами и основными средствами:

• организацию снабжения производственного процесса предметами труда (сырьем, заготовками, материалами и информацией);

• разработку или корректировку мотивационного механизма обеспечения реализации утвержденного плана;

• подготовку системы рабочего управления предстоящим процессом деятельности.

Все это в совокупности представляет собой проект организации выполнения плана, который в зависимости от характера плана и вида деятельности является более или менее масштабным документом.

Разработка (корректировка) технологии процесса. Основу этапа организации составляет разработка процедур (технологий) реализации принятых планов, Способ реализации задач, поставленных перец подразделением, представляет собой технологию, т. е. процесс, с помощью которого исходные предметы труда преобразуются на выходе в запланированный продукт. Технология всегда индивидуальна и должна приниматься такой, которая наилучшим образом соответствует достижению определенных задач и намеченных целей. Всесторонне проработанная технология (процедура) реализации плана содержит баланс (бюджет) распределения ресурсов.

При обеспечении качества результатов таможенной деятельности таможенные технологические процессы становятся основным объектом управления. Технология таможенной деятельности должна ре-ализовываться на основе комплекса внутренних нормативно-правовых актов и другой документации (стандартов, положений, технологических схем, должностных и рабочих инструкций), технического оснащения таможенных, процессов и компетентных кадров, гарантирующих в совокупности полную проверку соответствия предъявляемых участниками ВЭД к таможенному оформлению товаров и транспортных средств и информации о них требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

<<   [1] ... [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне