В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
В таможенной службе России информационное обеспечение ее деятельности развивается в рамках создания единого таможенного информационного пространства на территории Российской Федерации Одной из целей развития может быть повышение эффективности системы управления таможенными органами на основе автоматизации процессов управления и эффективного использования информационных ресурсов.
Возможные задачи развития по данному направлению следующие:
• уточнение состава задач информатизации деятельности таможенных органов и автоматизации процессов управления (сбора и обработки данных статистики внешнеэкономической деятельности и специальной таможенной статистики, системного анализа деятельности таможенных органов, подготовки и принятия решений, планирования и программно-целевого управления);
• создание единой системы таможенной информации (разработка информационно-функциональной модели таможенной службы и системы управления таможенными органами, создание ведомственной системы классификаторов, совершенствование унифицированной системы документов);
• разработка методов решения задач информатизации (определение системы показателей эффективности деятельности таможенной службы и критериев ее оценки, создание методик автоматизации процессов анализа, прогнозирования, моделирования, оптимизации и принятия решений);
• развитие технологической платформы единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ (совершенствование технологий и технических средств решения информационно-справочных задач и задач автоматизации таможенных процедур);
• создание информационно-аналитической системы для анализа деятельности таможенных органов, оперативной подготовки управленческих решений и обоснования направлений совершенствования таможенной службы;
• разработка методов и средств обеспечения безопасности ЕАИС ФТС (разработка организационных, программных и технических средств защиты информации).
Программа развития НТО должна быть сформирована в виде комплекса мероприятий научно-технического, организационно-технологического и социального характера. Она должна включать: характеристику исходного состояния ИТО, основные показатели эффективности ИТО, комплекс целей и мероприятий развития, потребность в ресурсах и сроки реализации мероприятий, технико-экономические оценки, выводы и рекомендации.
Методологическая схема формирования программы развития информационного обеспечения деятельности таможенных органов представлена на рис. 12.5.
Рис. 12.5. Методологическая схема формирования программы
В основу методик положены как количественные методы информационного обследования, так и экспертные методы, реализуемые в тренинговом режиме: организационно-функциональный анализ, функционально-стоимостный анализ, иерархические графы (дерево целей), методы ПОРТФОЛИО. сетевые методы (графики ГАНТТА, метод критического пути), проблемно-критериальный анализ (матричные методы), логико-смысловой анализ, метод ПАТТЕРН для взвешивания целей и др.
Целью информационного обследования является сбор необходимых исходных данных для разработки проекта Программы развития таможенной службы России, в частности информационного обеспечения, компьютеризации и автоматизации деятельности таможенных органов.
При проведении информационного обследования следует учитывать, что в настоящее время в таможенной службе России информационное обеспечение деятельности развивается в рамках создания единого таможенного информационного пространства на территории Российской Федерации. Основным инструментом для решения задач данного направления реформирования таможенных органов является создаваемая и эксплуатируемая в настоящее время Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС.
Такая система обеспечивает таможенные органы надежной оперативной информацией о результатах их деятельности, об участниках ВЭД, экспорте и импорте. Однако ЕАИС ФТС как информационная система в настоящее время не в полной мере обеспечивает потребности системы управления таможенными органами в подготовке и реализации оперативно-технологических и управленческих решений.
Объектом обследования может быть любая организационно-функциональная структура таможенной службы — таможенный орган таможенный пост, таможня, региональное таможенное управление и их подразделения, а также отделы и управления ФТС.
Предметом информационного обследования являются процессы сбора, учета, хранения, обработки, контроля и передачи информации в результате повседневной деятельности ТО.
Основными задачами информационного обследования являются
1. Определение перечня и анализ содержания задач, которые должны быть включены в ЕАИС ФТС.
2. Анализ текущего состояния автоматизации решения задач, подлежащих включению в ЕАИС ФТС.
3. Определение дополнительных технических и программных средств, необходимых для реализации замысла развития ЕАИС ФТС.
Информационное обследование целесообразно провести в три этапа.
На первом этапе (организационном) формируются рабочие группы (фокус-группы) и определяется порядок их работы и взаимодействия
Результатами работы на первом этапе являются:
• обший план проведения информационного обследования;
• частные планы проведения информационного обследования конкретных подразделений;
• таблицы и опросные листы для экспертного опроса.
На втором этапе в режиме тренинга проводится собственно информационное обследование деятельности ГО, их подразделений и должностных лиц. Эксперты заполняют опросные листы и таблицы применительно к реализации каждого этапа решения задач информационного обследования.
<< [1] ... [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] ... [136] >>
|