В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Предлагаемый подход управления развитием предполагает поэтапное проведение институциональных изменений в таможенных органах путем изучения существующих проблем, разрывов в развитии и путей их предотвращения, а также постепенного совершенствования внутренних и внешних таможенных процессов. Этот подход нашел отражение в системе всеобщего управления качеством (TQM). Однако, как показывает практика, некоторые типы изменений могут не принести желаемого результата или привести к краху, если они произведены частично, несвоевременно или очень медленно. Существующие инструментальные средства часто оказываются неадекватными в ситуациях, когда речь идет о необходимости радикальной перемены, особенно если вопрос касается формирования или реформирования системы стратегического управления развитием конкретной организации.
Следует отметить, что любое осуществление изменений, как правило, сопряжено с трудностями, так как неизбежно возникает сопротивление изменениям. Зачастую это связано с тем, что при проведении реорганизации агентами изменений не до конца учитываются взаимосвязи между технологией, практикой, стратегией и институциональной средой. В этом случае возможна ситуация, когда разработка новых таможенных услуг, внедрение новых информационных и таможенных технологий, изменение стратегии и технологий принятия решения или системы коммуникаций рассматриваются изолированно, тогда как реализация любого из перечисленных действий затрагивает многочисленные аспекты институциональной организации таможенной службы. В настоящее время необходимо признание руководителями высшего звена решающей роли взаимозависимости различных элементов таможенной службы как института (констант «матрицы институционализации») и таможенных процессов, а также ее воздействия на конечный результат, что требует использования принципиально новых методов и инструментов анализа.
Полагаем, что в новых сформировавшихся институциональных условиях руководству Федеральной таможенной службы целесообразно решить вопрос о разработке соответствующей стратегии развития, принимающей во внимание и координирующей в процессе развития взаимодействие всех компонентов системы таможенных органов.
При этом не следует недооценивать значение таких институциональных факторов, как: идеалы, ценности, философия, принципы и культура организации, поскольку" они являются системообразующим элементом, оказывающим мультипликативный эффект при проведении различного рода трансформаций в таможенных органах. Эффективное функционирование и развитие организации достигается лишь в том случае, если сложилась ситуация, характеризующаяся полным соответствием идеологии, философии, целей, задач, принципов, норм, стратегии и культуры данной организации.
Применение инструмента управления развитием позволит руководителям таможенной службы не только разрешить дилемму преемственности радикально1 о или постепенного процесса институционального преобразования, но и осуществлять эффективное управление непрерывным процессом развития таможенных органов, обеспечивать устойчивость этого процесса, следствием чего будет совершенствование таможенных процессов, повышение качества предоставляемых таможенных услуг и таможенного администрирования в целом.
«Матрица институционализации» (далее матрица) — это способ идентифицировать связи между определенными константами матрицы. Матрица представляет собой графическое отражение и закрепление вмешательства во взаимосвязи между структурными элементами системы таможенных органов (включая детализацию таможенных процессов), что позволяет экспертам выявлять эффект синергии от такой взаимосвязи и взаимодействия. Обладая такими знаниями, руководители и эксперты, принимающие участие в осуществлении преобразований, получают возможность использовать интуитивные принципы, чтобы искать средства и инструменты для осуществления более гладкого, оптимального с точки зрения затрат и ресурсов перехода компании из одного институционального состояния в другое.
На матрице графически изображают константы таможенной службы или другие подлежащие изменению параметры системы таможенных органов (выявленные в ходе применения метода экспертных оценок) в совокупности с обозначением их влияния на эффективность данной системы. Константы, имеющие большое значение для организации в настоящее время и в перспективе, подлежат обязательной оценке по установленной шкале. Матрица позволяет проводить анализ взаимодействия между этими константами и выявлять латентные трудности при переходе от существующей группы констант к желаемому набору характеристик. Структура «матрицы институционализации» объединяет несколько элементов: три базовые матрицы и поле оценок. Базовые матрицы содержат (1) — текущий набор институциональных характеристик (констант), (2) — желаемый набор, и (3) — переходное состояние, которое соединяет (1) и (2). Алгоритм применения матрицы отображен на рис. 11.9 и предполагает выполнение четырех этапов.
Этап 1 — Идентификация «критических» констант Прежде чем приступить к использованию в управлении развитием предлагаемого инструмента — «матрицы институционализации», необходимо определить список существующих целей, наиболее важных характеристик таможенной службы как института с точки зрения выполнения ее миссии и поставленных задач. Для этого применяются методы экспертных оценок: проводится анализ внешней и внутренней институциональной среды, осуществляется мониторинг рынка государственных услуг, исследование потенциала таможенных органов, а также поведения потребителей таможенных услуг. Выявленные константы и параметры затем разбиваются на составные части с учетом последовательности осуществления предполагаемых изменений (например, препятствием для эффективного оказания таможенных услуг являются следующие параметры в таможенном процессе «таможенное оформление»: недостаточная техническая оснащенность пунктов пропуска, рентоориентированное поведение должностных лиц таможенных органов (проявление коррупции), низкая квалификация сотрудников, несовершенное программное обеспечение и т. д.). На следующем этапе составляется второй список, в котором описываются желаемые, согласно установленным целям развития характеристики (описание этих характеристик может содержать формулировки элементов «от противного», т. е. содержать указание на те проблемы и разрывы, которые необходимо устранить).
<< [1] ... [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] ... [136] >>
|