ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Таким образом, в основе предлагаемого механизма стратегического управления развитием таможенных органов лежит общий алгоритм стратегического управления, который, однако, требует некоторого переосмысления с учетом новых институциональных условий развития таможенных органов и тщательной доработки используемого методического инструментария, основанного на применении новых современных инструментов аналитической и прогностической деятельности. Такой подход, ь конечном итоге, позволит осуществлять выбор оптимального с точки зрения затрат пути развития таможенных органов, определять перспективные направления институционализации таможенной службы, а также внедрять адекватные стратегии развития и реализовывать их посредством разработки и реализации программ и планов развития.

ГЛАВА 12. МЕТАТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ

12.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Проблемы развития института таможенной службы, как и любой другой большой сложной социально-экономической системы, определяются генеральной совокупностью факторов развития, их согласованностью и направленностью.

Действенная совокупность факторов формируется как следствие «рассогласования» в процессах эволюции систем таможенных органов и государственного управления, сфер внешнеэкономической деятельности России и мировой торговли.

В современном мире крайне существенным становится также фактор глобализации мировых процессов, отличающийся всеобъемлющим и всепроникающим характером.

Определяющими условиями возникновения проблем в системе таможенных органов при действующих или прогнозируемых факторах являются их потенциальные возможности и способность гибко реагировать на различного рода изменения, возникающие как внутри самой системы, так и в окружении — во внешней среде.

Схема структурирования факторов и проблем, характеризующих процессы функционирования и развития системы таможенного администрирования, представлена на рис. 12.1.

Рис. 12.1. Генеральная совокупность факторов, определяющих функционирование и развитие таможенного администрирования

В идеальных условиях, как это видно из рисунка, процессы эволюции каждой из систем-сфер должны быть целенаправленны (прогрессивны), согласованы (синхронизированы) и устойчивы. В результате в таком же соотношении будет находиться и вся генеральная совокупность факторов, определяющих собственно таможенные проблемы и их решения.

Однако в реальных условиях такая «идиллия» не достижима. Любая из представленных систем-сфер порождает множество факторов достаточно сложной конфигурации. В самом общем случае — это набор слабо структурированных экономических, политических, социальных, технологических, информационно-технических и других факторов. Такие факторы характеризуются различной направленностью и различимой физической природой, все они находятся в определенных связях и взаимозависимостях. При этом генеральная совокупность факторов складывается и существует во времени: периодически или постоянно, детерминированно или случайным образом изменяется как по составу, так и по структуре.

Именно такие факторы, действуя на систему таможенных органов, вызывают появление в ней различного рода проблем. Как правило, действующие факторы и возникающие проблемы напрямую связаны с достижением целей функционирования или развития системы. По сути, речь идет о динамическом или ситуационном факторном пространстве. Возникновение новых факторов, действующих на систему, различное сочетание действующих и вновь возникающих факторов, случайный характер их возникновения и действия — все это определяет структуру и параметры ситуационного пространства, в котором создается и функционирует система, принимаются решения по управлению и развитию.

В самом широком случае для устойчивого достижения целей таможенного дела в динамическом факторном пространстве требуется решить три вида проблем, включая:

• проблемы функционирования, возникающие или прогнозируемые в существующей системе;

• проблемы развития — формирования качественно новой системы таможенного дела;

• проблемы теоретико-методологического характера. Проблемы функционирования — это проблемы адаптации системы таможенных органов к действующим или новым факторам, не препятствующим достижению ее целей, но требующим осуществления структурной, функциональной или ресурсной оптимизации. По сути — это комплекс проблем операционного характера, решаемых на тактическом и оперативном уровнях управления. При этом предполагается, что у системы имеется необходимый ресурс и механизмы адаптации для адекватной реакции на возникающие факторы. Отсутствие первого (ресурса) или второго (механизма) всегда ведет к появлению проблемы развития.

Формирование новой системы таможенного дела, связано с решением комплекса следующих основных проблем:

• проблем мониторинга и системного анализа условий и процесса таможенной организации (включает идентификацию и оценку генеральной совокупности факторов развития, анализ существующей системы таможенной службы);

• проблем формирования видения и ситуационного моделирования будущей системы (включает разработку основных идей, альтернативных концепций и ситуационных моделей системы);

• проблем постановки целей, разработки альтернативных стратегий, выбора приемлемой альтернативы и разработки соответствующей программы развития системы;

• проблем проектирования и внедрения системы.

<<   [1] ... [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне