В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Важнейшим направлением развития таможенной службы в новых институциональных условиях является совершенствование сервисной функции таможенных органов Выделение в качестве приоритетной именно сервисной функции в деятельности государственных институтов диктуется объективной логикой мирового развития: постепенным переходом от индустриального общества к обществу ус тут. Развитие сервисной функции таможенной службы, позиционирование ее места на рынке государственных услуг делает институт таможенной службы практически полезным для каждого гражданина, институтом «прозрачным», легитимным, востребованным В начале XXI в. поставлена общегосударственная задача организации таможенного регулирования и контроля в виде сервиса — то есть задача обеспечения высокого качества и эффективности таможенных услуг при внешней их простоте, оперативности и надежности.
Реализацию Концепции развития таможенной службы Российской Федерации целесообразно осуществлять в два этапа в соответствии с этапностью социально-экономического развития страны и необходимостью последовательного осуществления мер государственного регулирования, направленных на решение накопившихся проблем, сдерживающих развитие таможенной службы России в новых институциональных условиях.
На первом этапе (до 2010 г.) необходимо осуществление мероприятий по строительству и развитию системы объектов таможенной инфраструктуры и транспортно-логистических терминалов, в том числе на основе использования возможностей института государственно-частного партнерства. Завершение мероприятий по организации работы таможенных органов на основе принципов «одно окно» и «одна остановка». Задействование механизма развития таможенной службы, учебное, научно-методическое и консультационно-внедренческое сопровождение, в том числе и на базе Российской таможенной академии, Сбор итоговой информации, предложений по совершенствованию и обновлению таможенных процессов, их обобщение и систематизация. Создание информационно-аналитической системы и банка таможенных технологий. Формирование программ развития таможенной службы на уровне ФТС России.
На втором этапе (2011—2020 гг.) — на основе разработки и реализации межведомственных планов реализации Концепции развития таможенных органов и других действующих и разрабатываемых в России Концепций (стратегий, планов) — целесообразно осуществить оптимизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Большое внимание при этом необходимо уделять перманентному проведению антикоррупционной работы в таможенных органах.
Оперативное управление процессом развития таможенной службы России предполагается осуществлять в рамках регламентированного организационно-правового механизма.
Реализация Концепции предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, планируемое и осуществляемое в рамках федеральных целевых про1рамм и ведомственных программ мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для юридических и физических лиц при выполнении ими таможенных формальностей и позволяющих сократить трансакционные издержки за счет внедрения в деятельность таможенных органов универсальных международных принципов, закрепленных в Киотской конвенции и Рамочных стандартах ВТО.
Вопросы финансового обеспечения реализации всех этапов развития, а также задействование форм материального стимулирования и мотивации участников развития решаются в рамках экономического механизма управления развитием.
Таким образом, обозначенный подход к развитию таможенной службы и управлению таким процессом позволит реализовать принцип решения задач, при котором каждое приоритетное направление рассматривается как составной элемент системного проекта, интегрируемого в целевую стратегию развития таможенной службы России.
Реализация Концепции и решение основных задач развития таможенной службы обеспечит
• развитие внешнеэкономических связей России при упрощении и ускорении таможенных процедур;
• повышение качества и сокращение времени обслуживания участников ВЭД, обеспечение точности расчетов с ними;
• сокращение трансакционных издержек участников ВЭД, государства и таможенных органов;
• повышение конкурентоспособности национальной экономики, оказание защиты и покровительства отечественным производителям и экспортерам продукции;
• увеличение поступлений платежей в бюджет за счет более полного сбора налогов и пошлин, усиления борьбы с беспошлинным ввозом товаров;
• внедрение информационных технологий, обеспечивающих для таможенных органов возможность интерактивного информационного обслуживания;
• формирование основных государственных информационных ресурсов, характеризующих ключевые объекты государственного управления, а также обеспечение доступа к ним на межведомственном уровне;
• защиту граждан Российской Федерации от импорта недоброкачественных и вредных товаров, экологически опасной продукции;
• пресечение деятельности организаций, занимающихся отмыванием грязных денег, взыскание с виновников ущерба от незаконных операций в сфере ВЭД;
• укрепление сотрудничества таможенных органов с другими государственными службами, регулирующими ВЭД, с правоохранительными органами, а также с таможенными органами других стран, интенсификацию обмена информацией с ними.
11.3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
В основе процесса управления институционализацией в сфере таможенного дела лежит механизм стратегического управления развитием таможенных органов, основанный на общем алгоритме стратегического управления, объединяющем аналитическую и прогностическую деятельность, а также выбор соответствующей стратегии и разработку программ, планов развития.
<< [1] ... [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] ... [136] >>
|