ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Анализ среды является исходным элементом процесса стратегического управления: он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей организации, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь поставленных целей.

Четкое формулирование стратегического видения — необходимая предпосылка устойчивого развития и обеспечения стратегического лидерства в будущем. Видение необходимо для эффективного руководства и принятия решений; оно ориентирует таможенную службу на будущее, определяет приоритетные потребности потребителей таможенных услуг, перспективные направления развития таможенных органов, а также их долгосрочную конкурентную позицию.

Предлагаем следующую формулировку видения для таможенной службы России: создание в XXI в. конкурентоспособной таможенной службы, осуществляющей эффективное таможенное администрирование, обеспечивающее цивилизованные условия для развития международной торговли в сочетании с эффективной защитой национальной безопасности и экономических интересов страны.

Миссия таможенной службы представляет собой качественно выраженную цель, которая преобразуется затем в систему долгосрочных и краткосрочных целей, отраженных в программах и планах. Миссия таможенной службы, сформулированная на основе институционального подхода, представлена на рис. 11.7.

На следующем этапе процесса управления развитием руководители высшего звена таможенной службы на основе анализа результатов мониторинга внешней институциональной среды и динамики внутренних процессов таможенных органов должны принимать решение о целесообразности и перспективных направлениях институционализации, инициировать решения по разработке и внедрению новшеств, упрощению и унификации различных процедур. При этом назначаются отдельные лица или группы работников, ответственных за определенные аспекты изменений.

Рис. 11.7. Миссия Федеральной таможенной службы России

В качестве инструментов анализа институциональной среды и проектирования концепции (стратегии) развития таможенных органов рассматривается соответствующая метотехнология, основные параметры которой представлены в следующей теме.

При осуществлении управления развитием во внимание должны приниматься различные уровни вмешательства в старую организационно-функциональную среду (индивидуум, группа, подразделение, таможенная служба в целом и протекающие в ней процессы), а также многочисленные организационные параметры, такие как структура, процессы, используемые таможенные технологии и информационные технологии, организационная культура, рассматриваемая как модель основополагающих ценностей и принципов, разделяемых сотрудниками таможенных органов, а также кадровый потенциал таможенной службы.

Рассмотрим основные элементы механизма стратегического управления развитием таможенных органов Таможенная служба как социально-экономический институт и как система представляет собой совокупность управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления, располагающего соответствующим механизмом управления). Под управлением развитием целесообразно понимать совокупность процессов, обеспечивающих перевод таможенной службы в новое состояние путем организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий. Перевод системы в новое состояние необходимо осуществлять каждый раз, как только изменяются внешние или внутренние условия ее функционирования и перед системой возникают новые цели, в частности изменяются требования к таможенным администрациям, предъявляемые международными организациями и институтами. Пели таможенной службы динамичны и обусловлены изменением внешних и внутренних институциональных условий, поэтому управление развитием таможенных органов будет иметь непрерывный, циклический характер.

В таможенной службе управление осуществляется в замкнутом контуре посредством обратной связи выхода системы (результатов деятельности) с входом (факторами, определяющими условия развития). Представленный механизм стратегического управления развитием объединяет концепцию, цели, критерии, функции, методы управления. Место механизма в системе управления показано на рис. 11.8. Все перечисленные элементы логически следуют из общей концепции развития объекта.

В рамках существующего механизма развития предполагается существование некоторой идеальной базовой модели системы в будущем, необходимой для дальнейшего ее эффективного функционирования. Это своего рода ограничения по функционированию данной системы в настоящее время. В процессе функционирования таможенных органов в аналитическую подсистему поступает различная информация: о нагрузке на таможенные органы, о факторах, оказывающих влияние на деятельность таможенных органов, о результатах их деятельности и др. Аналитическая подсистема дает сигнал системе управления о текущей ситуации в системе таможенных органов. В системе управления функционированием принимается соответствующее решение, основанное на правиле: в старом механизме при таких сложившихся условиях выбирается оптимальный вариант осуществления деятельности.

Поскольку ключевые моменты развития (концепция, цели, идеи и т п.) перманентно находятся в динамике, система таможенных органов постоянно развивается в рамках определенного механизма развития. Это происходит в связи с тем, что по каналу, связывающему аналитическую подсистему и подсистему управления развитием, поступает соответствующая информация, свидетельствующая о том, что система таможенных органов в рамках старого механизма развития в условиях изменившихся показателей — нагрузки, деятельности, факторов — уже неэффективна или есть основания полагать, что ее эффективность снизится в ближайшей перспективе.

<<   [1] ... [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне