ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Таблица 1.3. Этапы международной экономической интеграции
№ п/п Фирма интеграции Характерные черты Примечание
1 Зона свободной торговли (Североамериканская зона свободной торговли NAFTA США, Мексика, Канада, 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН AFTA, 1992 г.) — отмена таможенных барьеров и количественных ограничений во взаимной торговле;

— сохранение автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран;

— отсутствие механизмов компенсации потерь менее развитым странам

Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Либерализация внешнеторговой политики по отношению к с/х товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров Отсутствие барьеров на перемещение товаров внутри ЗСТ и неодинаковые барьеры на импорт из третьих стран ведет к тому, что последние ввозят товары в ту страну ЗСТ, где таможенное регулирование благоприятнее, в итоге эти товары попадают на рынки всех стран ЗС Г.

Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободною движения капитала

2 Таможенный союз (Южноафриканский таможенный союз SACU, 1910 г.) единство таможенной территории; Формирование единой внешнеторговой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления. Таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц таможенного союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних 1раницах союза.

Предполагает сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения), что. в свою очередь, ставит вопрос о сближении и проведении государственной экономической политики в целом.

формирование единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам, не входящим в интегрирующуюся группировку;
формирование единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам;
единые правила распределения таможенной выручки между странами
3. Общий рынок (Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), 1992 г.) снятие таможенных барьеров на товары, услуги, капитал и рабочую силу, т. е. на все факторы производства; Страны-участники начинают разрабатывать скоординированную, совместную политику развития отраслей и секторов экономики

Взаимодополнение и сращивание экономик позволяет начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения

проведение единой экономической политики;
взаимное сближение национальных экономик по параметрам: дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют
4 Экономический и валютный союз (Европейский союз: Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания. Италия. Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, 1993 г.) введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром; Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам. Общая экономическая политика и ее соблюдение необходимы для того, чтобы сформировать единое экономическое пространство, которое, в свою очередь, необходимо для проведения единой денежно-кредитной политики и функционирования единой денежной единицы.
проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства. транспорта, энергетики, валютно-финансовой области
5 Полная экономическая и политическая интеграция унификация законодательной базы;
формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.;
формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движений к созданию единого федеративного или конфедеративного государства

Таблица 1.4. Возможные выгоды и издержки международной экономической интеграции
№ п/п Преимущества МЭИ Недостатки МЭИ
1 Расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения Сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (следует иметь в виду, что правительства стран проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы)
2 Увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары Изменение внешнеэкономического климата страны и сопутствующие ему краткосрочные издержки регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий
3 Создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы Неравномерное распределение преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов
4 Повышение эффективности и конкурентоспособности производства
5 «Эффект масштаба» производства и углубление специализации
6 Повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве
7 Ускорение темпов экономического развития

<<   [1] ... [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне