В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Рис. 1.3. Система нормативного правового регулирования в Таможенном союзе
Что касается применения национальных кодексов стран — членов ТС, то ими регулируются только технические и административные вопросы в части, не противоречащей нормам Таможенного кодекса ТС.
Система принятия решений в области таможенного регулирования в Таможенном союзе включает следующие уровни (рис. 1.4).
Координационный совет руководителей таможенных служб таможенного союза создан для обсуждения и выработки взаимоприемлемых решений в области профессионального общения представителей таможенных служб стран — членов Таможенного союза. При принятии решений России отведены 57% голосов, Казахстану и Белоруссии — 21,5 и 21,5%.
Принят механизм распределения таможенных пошлин. Нормативы рассчитаны исходя из объемов импорта из третьих стран, зафиксированных в статистических выкладках «Комтрейд ООН». Таможенные пошлины, уплаченные третьими странами при импорте, будут поступать на единый расчетный счет Казначейства, где ежедневная выручка будет перераспределяться между странами в отношении. Российская Федерация — 87,97%, Казахстан — 7,33%, Белоруссия — 4,70%.
Рис 1 4. Система принятия решений в области таможенного регулирования в Таможенном союзе
Таким образом, создание Таможенного союза обеспечивает следующие преимущества:
• беспрепятственное перемещение товаров по единой таможенной территории;
• сокращение административных барьеров в торговле;
• установление единого механизма таможенного контроля на внешней границе, обеспечивающего прозрачность таможенных формальностей и их отмену на межгосударственных границах трех государств;
• сокращение технических барьеров, что существенно ускоряет оборот товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю.
Таблица 1.1. Цели международной экономической интеграции
№ п/п |
Наименование цели |
|
Цели первого порядка |
1 |
Обеспечение инновационного пути и поступательного характера развития стран |
№ п/н |
Наименование цели |
|
Цели второго порядка |
2 |
Со здание единого федеративною или конфедеративного государства, нового многофункционального субъекта международных экономических и политических отношений |
3 |
Создание единого экономического пространства (ЕЭП) (на основе единого информационного-правового пространства) |
4 |
Ускорение темпов экономического развития |
5 |
Структурная перестройка экономики, новая модернизация |
6 |
Совместное противостояние глобальной конкуренции |
7 |
Обеспечение экономической, политической, социальной, информационной и другой безопасности |
8 |
Укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях |
|
Цели третьего порядка |
9 |
Ликвидация барьеров вo внешнеэкономической деятельности |
10 |
Создание благоприятных условий во взаимодействии, устранение дискриминации |
11 |
Расширение рынков сбыта, ассортимента и объема продукции |
12 |
Привлечение иностранных инвестиций |
13 |
Совместное решение общих хозяйственных и иных проблем, характерных для стран региона |
Таблица 1.2. Основные предпосылки международной экономической интеграции
№ п/п |
Предпосылки МЭИ |
общего характера |
частного характера |
1 |
Объективный процесс усиления взаимозависимости cстран. рост интернационализации хозяйственной жизни (выход воспроизводственного процесса за границы одною государства, международная специализация и кооперация производства), международное разделение труда |
Близкий уровень развития и степени зрелости рыночной экономики интегрирующихся стран, совместимость хозяйственных механизмов; экономика стран на уровне подъема |
2 |
Страны, не использующие огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации |
Развитая демократия позволяет достичь более эффективной интеграции |
№ |
Предпосылки МЭИ |
п/п |
общего характера |
частного характера |
4 |
Процессы либерализации экономики и повышение степени открытости национальных. хозяйств:
а) для развитых стран открытость экономик позволяет легче создать единое экономическое пространство, выстоять в глобальной конкурентоспособной борьбе своих экономик, фирм, товаров;
б) для большинства относительно слабо развитых стран политика максимальной открытости экономики ставит их под удар Глобальной конкуренции, который они заведомо не могут выдержать |
Ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации |
5 |
Множество (плюрализм) цивилизаций, кульгурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире:
а) интеграция позволяет сохранить и развивать общие для стран традиции, идеоло1ию, стиль жизни;
б) поддерживает высокий уровень внутреннего разнообразия и устойчивости человечества |
Общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами; интересов в обеспечении устойчивого развития в конкретных условиях (развивающиеся страны, которые пытаются решить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости, не могут интегрироваться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала) |
6 |
Общность национальных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности |
Наличие политической воли государств — лидеров интеграции в определении целей, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т. е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения |
7 |
Потребность государств во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса |
Поддержка населения в интеграционных процессах государств |
№ п/п |
Предпосылки МЭИ |
общего характера |
частного характера |
9 |
Необходимость коллективного разрешения проблем глобального характера |
«Эффект домино» — в то время как интегрирующиеся страны направляют свои усилия на создание единого экономического пространства, третьи с граны испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли с первыми, что подталкивает их к присоединению к группировке |
10 |
Процессы развития транспортной инфраструктуры. инфраструктуры связи мирового хозяйства; тенденций целостности финансовой системы современного мира и сближения в валютно-кредитной области; единого информационного пространства |
|
<< [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] ... [136] >>
|