В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Ниже приведена классическая классификация стадий (этапов) международной экономической интеграции, принятая различными международными экономическими организациями (см. табл. 1.3).
Международная экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия Каждый последующий этап основывается на достижениях предыдущего. На практике пройти все этапы МЭИ пока не удалось ни одной группировке, однако Европейский союз близок к этому: им уже пройдены 4 этапа и решаются вопросы перехода к полной экономической и политической интеграции
Реализация интеграционных планов может повлечь за собой как экономические преимущества, так и издержки для стран — членов группировки (см. табл. 1.4).
На постсоветском пространстве мировые интеграционные тенденции также получили свое развитие. С 1991 г. функционирует Содружество независимых государств (СНГ) в качестве зоны свободной торговли. В 2000 г. запушен новый проект экономического сближения стран: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). За 8 лет работы товарооборот между его государствами-членами увеличился с 29 млрд долл. США (2000 г.) до 123 млрд долл. США (2008 г.), или в 4,1 раза.
Общее отношение к процессу интернационализации экономики неоднозначно. Признавая его отдельные позитивные стороны, наиболее вероятно предположить, что достижение значимого эффекта от интеграции в мировое экономическое хозяйство возможно лишь при решении следующих основных задач:
• создание действенного механизма управления процессами международной интеграции;
• концентрация национального экономического потенциала и его адаптация к условиям развития страны с учетом интегративных факторов;
• выбор ключевых направлений экономическою роста и привлечение как внутренних, так и внешних ресурсов на избранных направлениях;
• защита национальной экономики.
Последнее можно рассматривать и в качестве одного из наиболее продуктивных механизмов гармонизации экономических процессов, и в качестве защитной меры переходного периода. В частности, из нынешних лидеров общемирового процесса либерализации и глобализации «никто не миновал некоего периода умеренного, а иногда даже и достаточно жесткого протекционизма».
Рассматриваемая проблема имеет сегодня, «несомненно, самое прямое отношение к российской внешней политике и внешнеэкономической деятельности, которые, как представляется, пока лишь приспосабливаются к новой расстановке сил в мире и к новым, значительно более ограниченным возможностям страны, определяющим реальную ее роль в мировых делах после окончания «холодной войны» и долгих десятилетий международной изоляции».
Кроме тою, для ее решения у России имеются свои конкурентные преимущества, в числе базовых — обеспеченность природными ресурсами, наличие технологий мирового уровня в атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники, достижения военно-промышленного комплекса, а также высокий научный потенциал Если России удастся максимально использовать указанные факторы. оптимально сочетая импортозамещающую и экспортоориентированную стратегии, то у страны есть перспектива запять достойное место в мировом хозяйстве.
Очевидно и другое в складывающихся условиях требуется системное осмысление процесса интеграции, анализ ею последствий, определение способов и базовых инструментов качественного и эффективного решения возникающих проблем, а также разработка системы контроля качества принимаемых решений.
В целом же необходимо эффективно управлять процессами интеграции как на международном, так и на государственном уровнях. Особенно такая проблема актуальна для России, находящейся на переходном этапе государственного строительства, в процессе поиска гибких механизмов регулирования экономики и внешнеэкономической деятельности страны, на этапе формирования рациональной архитектуры процессов интеграции в мировое экономическое пространство.
В широком смысле на государственном уровне проблема формулируется в следующем виде: для эффективного разрешения динамично развивающейся проблемной ситуации вхождения России в глобальные мировые экономические процессы целесообразно формирование адекватной системы действенных сбалансированных регуляторов во внутри- и во внешнеэкономической деятельности.
Такая система призвана обеспечить активное включение всех звеньев национальной экономики (субъектов собственности) в международное разделение труда и гарантировать безопасность базовых национальных интересов страны. Система должна своевременно фиксировать глобальные и значимые локальные изменения в мировых экономических процессах, оценивать и по возможности контролировать влияние различных вызовов, возникающих или действующих в мировой экономике, направлять их и обеспечивать безопасность страны в условиях негативных, разрушительных воздействий.
Одним из наиболее действенных и эффективных регуляторов международной экономической интеграции, способных комплексно решить многие базовые задачи в рамках масштабной проблемы интеграции, остается таможенный регулятор. Институционально и инструментально в современных условиях он представлен в виде таможенных администраций или таможенных служб.
Именно эти институты, воздействуя на мировую экономическую систему, на мировой рынок товаров и услуг (рис. 1.1), являются коррелятором либо катализатором международных экономических отношений и национальных экономик, при условии принадлежности
<< [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] ... [136] >>
|