В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Выбор структуры управления и постоянное ее совершенствование является актуальной задачей для таможенных органов, так как во многом от нее будет зависеть достижение ими своих целей. Структура меняется и совершенствуется при изменении внешней среды, задач организации и т. д. Таким образом, деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, установление согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.
На становление единой системы таможенных органов существенно повлияли определенные политические, экономические, социальные условия и предпосылки, складывающиеся в стране и в мире. В этой связи формирование и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособности прошло ряд этапов, имеющих сьои особенности.
Переломным моментом в формировании структуры таможенных органов по праву можно считать принятие Федерального закона № 114 «О службе в таможенных органах» от 21 июля 1997 г., определяющего порядок прохождения службы в таможенных органах.
Самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов проводимая в стране административная реформа. Не менее значимые факторы, определяющие условия и направления модернизации и развития системы таможенных органов и их структуры, представлены в таких ключевых документах, как Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 г., в проекте Федерального закона «О таможенном регулировании РФ» и Таможенный кодекс Таможенного союза.
Ведущим фактором данных преобразований является задача успешного осуществления таможенного дела, которая возлагает на таможенные органы обязанности разрабатывать и внедрять в практику своей деятельности прогрессивные таможенные технологии, проводить кадровую политику, направленную на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами и оптимизацию ее организационной структуры и т. д.
Необходимо отметить то, что в условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к ВТО возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. ВТО также считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.
Это означает, что будут реализовываться мероприятия, направленные на изменение структуры, расширение и укрепление системы таможенных органов (оптимизация их количества и мест нахождения), совершенствование организации и функционирования таможенных органов, укрепление кадрового потенциала таможенных органов и социального статуса их сотрудников.
Таким образом, современная организация таможенного дела не сводится к количественному росту таможенных органов, увеличению их штатной численности Все большее значение приобретает совершенствование организационной структуры таможенных органов, адекватной их функциональному назначению. Эти факторы оказывают решающее воздействие на качественное состояние организации таможенного дела, результативность и последствия его осуществления.
Совершенствование организационной структуры — это последовательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том. чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. Под этим углом следует рассматривать проблему распределения полномочий и функций между таможенными органами. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.
5.3. ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Законы управления устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей.
Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои собственные законы. К ним относятся закон единства системы управления, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления, закон соотносительности управляющей и у правляемой систем и др.
Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов государственного управления до низших его звеньев; непрерывности, ритмичности, согласованности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; единстве функций и методов управления; единстве требований к сотрудникам аппарата управления.
Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управления яв„тяется организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем. насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.
Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена социально-экономической системы центральным органам управления.
<< [1] ... [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] ... [136] >>
|