М.М. Шумилов. "Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XVII вв.)"
Казалось бы, что с вызреванием решения о полной ликвидации откупов (1681) на первый план должен был выступить казенный характер таможенной службы, предусматривающий ослабление имущественной ответственности верных голов и целовальников за недобор, тем более что «по сыску» фактов «воровства» и «хитрости» обычно не выявлялось, а значит, и недоимку по таможенным сборам взыскивать было не с кого. Видимо, это побудило патриарха Московского и всея Руси в 1679 г. хлопотать о возложении на таможенников лишь уголовной ответственности за нарушения по службе с конфискацией всего имущества в казну и сложении своих гражданской (материальной) ответственности (предлагалось «считать их по приходу и расходу», т. е. без оглядки на оклады и сборы прошлых лет). Однако бояре не согласились с мнением патриарха. Исходя из фискальных интересов государства, они не решились отменить материальную ответственность за таможенные «верные сборы», ограничившись уголовной. Учитывая же незначительность финансовой отдачи от личной ответственности выборных «по сыску», правительство решило заменить ее коллективной ответственностью избирателей «без сыска» и «недоборы взыскивать с земских людей без всякого следствия о злоупотреблениях».192
Как можно заметить, реформа таможенного управления, проводившаяся детьми Алексея Михайловича, не смогла до конца преодолеть свойственные ему внутреннюю противоречивость и эклектичность. Говоря словами Б.Н. Чичерина, до конца XVII в. российская таможня представляла собой «странную смесь выборного начала, очередных служебных обязанностей, тимократии (власть честолюбивых. — М.Ш.) и правительственного назначения».193
Примечания
161 ААЭ. Т. 2. № 22. С. 73; СПб., 1836. Т. 3. № 124. С. 175; № 143. С. 203; № 241. С. 365; Таможенные книги сибирских городов XVII века; Сургут и Тара / Гл. ред. Д.Я. Резун. Новосибирск, 1997. Вып. 1. С. 60, 66; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 224—225, 436. По-видимому, финансовый контроль местной администрации за деятельностью откупщиков изначально не был строгим. Так, согласно откупной Каргопольской и Турчасовской таможенной грамоте 1554/55 г., таможенным откупщикам предписывалось привозить собранные таможенные деньги «на Москву царевым и великого князя казначеем к Федору Ивановича Сукину, да Хозяину Юревичю Тютину, на срок на Покров святии Богородицы, лета 7060 четвертаго октября в первый день» (Зимин А.А. К изучению таможенной реформы... С. 130).
162 Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 176. И.Д. Беляев тоже отмечал, что «воевода иногда отвечал за недобор податей и других казенных доходов» (Беляев И.Д. История... С. 530).
163 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 436—437.
164 Там же. С. 233. До 1660 г. воеводы городов, подведомственных Приказу Большого прихода, могли направлять в московские приказы голов и целовальников с полугодовыми отчетами, но затем лишь один раз в году, после 1 сентября (Там же. С. 436—437).
165 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 436—449; Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 177, 180, 182—188.
166 См.: ААЭ. Т. 1. № 312. С. 376; № 338. С. 410; № 342. С. 414; № 362. С. 443; № 366. С. 452; ДАИ. Т. 3. № 55. С. 200 и др.; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 241—242. В пользу этой версии свидетельствует и сохранившаяся в Государственном архиве Ярославской области отписка угличского воеводы Иевко Сабакина (1638/39) об исполнении наказа паря Михаила Федоровича, исходившего из Приказа Большого дворца, о направлении в Москву таможенного головы и целовальников с собранными таможенными и кабацкими деньгами (Шемякин А.И. История таможенного дела... Приложение № 12. С. 178).
167 Толстой Д. История... С. 104; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 220.
168 Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 71—72.
169 АИ. Т. 5. № 10, 125; ДАИ. Т. 7. № 66/I. С. 309; ПСЗ I. Т. 2. № 642, 679; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 234—235, 437; Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 184—188; Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 70—71; Шемякин А.И. История таможенного дела... Приложение № 21. С. 190—192. Земские старосты и все посадские люди обязаны были смотреть, чтобы таможенники, «будучи у таможенных и у кабацких сборов, государскую казну не крали и не пропивали, и ничем не корыстовались, и своими товары безпошлинно не торговали <...> и в таможенных и в кабацких сборех радели и во всем искали прибыли» (АИ. Т. 5. № 125. С. 215).
170 Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 186—187.
171 Порядок таможенных записей «черновых книг» отличался тем, что каждый торговый человек, производивший более или менее продолжительную торговлю, «имел в таможенной книге свою "статью", которая начиналась в тот день, когда в первый раз после нового года (1 сентября) в таможенную избу являлся товар владельца <...> Многие торговые люди <...> начинали свою "статью" в первых числах сентября, представляя остаток непроданных товаров — "осталый товар от прошлого года". После первой записи оставлялось свободное место размером в одну или несколько страниц, в зависимости от предполагаемого размера торговли. Затем в хронологическом порядке начиналась запись следующего торгового человека. В оставленных чистых листах в течение года заносились все операции: прибытие нового товара, приезды и отъезды приказчиков с товаром или без товара, продажи и покупки. Основанием для этих записей <...> обычно служили росписи и явки, которые в письменном виде на отдельных листках бумаги подавали в таможенную избу сами торговые люди <...> Очень часто, вместо того чтобы переписывать в книгу товар, занесенный в роспись, последняя приклеивалась к соответствующему месту таможенных записей» (Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг... С. 79—80).
172 За редким исключением именно «беловые книги», содержащие обработанные и систематизированные записи и представлявшиеся в качестве годовых отчетов в московские приказы, сохранились к настоящему времени в архивных фондах (Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг... С. 78).
173 ПСЗ I. Т. 2. № 679, 882; АИ. Т. 5. № 125. С. 215; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 437—438. С 1680 г. городовые таможенные книги проверялись в Приказе Большой казны по спискам с таможенных выписей из Большой таможни, которая регистрировала все привозимые в Москву и вывозимые из Москвы товары (Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998. С. 154).
174 Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 63.
175 ААЭ. Т. 4. № 111. С. 154; ДАИ. Т. 3. № 55. С. 200; Костомаров Н. Очерк торговли... С. 66, 78. Самих таможенных книг не сохранилось, но до нас дошли их официальные копии, так называемый «четвертной экстракт» в общих отчетах — «сметных книгах» по Новгородской чети (Изюмов А.Ф. Размеры... С. 252).
176 Таможенные книги Московского государства XVII в. ... С. 285.
177 ПС3 I. Т. З. № 1654.
178 Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 63—64.
179 ПСЗ I. Т. 2. № 679; АИ. Т. 5. № 125. С. 215—216.
180 Коллинз С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне / Перевод с англ. П. Киреевского // ЧОИДР. М., 1846. Кн. I. С. 19.
181 Котошихин Г.К. О Московском государстве... С. 288. Гл. 10, ст. 6.
182 Шемякин А.И. История таможенного дела... С. 75.
181 Оглоблин Н. Московская померная изба. С. 18—22.
184 Там же. С. 19—21; Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 61—62.
185 Законодательные акты... Тексты. № 160. С. 133; Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века: Комментарии / Под ред. Н.Е. Носова и В.М. Панеяха. Л., 1987. № 160. С. 159; Котошихин Г.К. О Московском государстве... С. 288. Гл. 10, ст. 7; Толстой Д. История... С. 122; Захаров В.И. Таможенное управление... С. 61—62; Шемякин А.И. История таможенного дела... С. 77—82. «Правеж, — отмечал А.Д. Градовский, — был, как предполагают, одно из печальных наследий татарского времени и заключался в том, что неисправных плательщиков сажали в тюрьму и каждый день выводили на торг и били по ногам тонкими прутьями. Операция эта продолжалась до тех пор, пока плательщики не вносили податей» (Градовский Л.Д. История местного управления... Т. 1. С. 199). И.Д. Беляев уточнял, что при взыскании штрафных денег «праветчики брали виновных на поруки, а тех, кто не мог представить ни денег, ни поручителей, держали под арестом и каждодневно приводили к судейскому дому для правежа посредством битья палками по пяткам и икрам. По тогдашним законам правеж продолжался не больше месяца, после чего для уплаты по взысканию продавалось имение виновного» (Беляев И.Д. История... С. 444).
186 ПСЗ I. Т. 2. № 679; Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 9.
187 ДАИ. Т. 7. № 66/II. С. 313—314; ПСЗ I. Т. 2. № 679.
188 ПСЗ I. Т. 2. № 679; АИ. Т. 5. № 125. С. 215.
189 ПСЗ I. Т. 2. № 679. По общему правилу, повальные обыски не выявляли серьезных злоупотреблений со стороны голов и целовальников. В этом были заинтересованы и посадские люди, «которым правительство постоянно грозило ответственностью за "воровство" выбранных ими голов и целовальников» (Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 9—Ю). В.Н. Захаров тоже отмечает, что «в повседневной документации приказов дела о взыскании недоборов с таможенников встречаются редко» (Захаров В.Н. Таможенное Управление... С. 61).
190 В Архангельске недобор пошлинных денег положено было доправлять на госте, головах и целовальниках в двойном размере (ДАИ. Т. 3. № 55. С. 194, 202—203; № 116. С. 416; Т. 5. № 40. С. 202).
191 ААЭ. Т. 1. № 338. С. 411; № 367. С. 455; АИ. Т. 5. № 10. С. 19; № 125. С. 215; ДАИ. Т. 7. № 66/IV. С. 315—317; ПСЗ I. Т. 2. № 679, 882; Семенов А. Изучение... Ч. 1. С. 30; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 231—232, 438, 440—447; Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 186—187; Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 9—10; Рудченко И.Я. Исторический очерк... С. 47. По-видимому, до того времени «верная» система «не предполагала необходимости ответственности общин за исправность доставления таможенных сборов», отличаясь тем самым от земского управления второй половины XVI в. (Градовский А.Д. История местного управления.... Т. 1. С. 174).
192 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 443—444; Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 10; Рудченко И.Я. Исторический очерк... С. 47—48.
193 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 414.
7. ТОРГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО В XVI—XVII вв.
7.1. Торговое и таможенное законодательство в XVI — первой половине XVII в.
С конца XV в. все торговые иноземцы могли свободно приезжать в порубежные города Русского государства. Кроме этого общего права дополнительно заключались международные договоры, издавались жалованные и проезжие грамоты, распоряжения центрального правительства, обращенные к местным властям, регулировавшие торговлю иностранных купцов. Московские государи также посылали к монархам других стран особые грамоты с извещением о предоставлении их подданным тех или иных таможенных привилегий. Важно отметить, что все эти «титулы», в отличие от общего права приезда, имели силу лишь по отношению к отдельным пользователям, будь это известные народности, торговые компании или физические лица.1
На первое место среди форм выражения этого особенного права А.С. Мулюкин ставил международные договоры, разделы которых о торговле «исключали право купцов из сферы односторонней воли территориальной власти и ставили его под контроль международного общения».2 В XV—XVI вв. такие договоры заключались с Дерптским епископством и Ливонским орденом и отдельными лифляндскими городами, Ганзейским союзом, Данией, Пруссией, Священной Римской империей, Литвой и Польшей, Швецией, Турцией, и в каждом из них оговаривалось право иностранных гостей на сам приезд в Россию и свободный выезд из страны, что обычно выражалось в указании на «чистый путь», «без зацепок».3
В XVII в. прослеживается тенденция к вытеснению торговых иноземцев с внутреннего российского рынка в порубежные города. А.С. Мулюкин подчеркивал, что правительство России «старалось насколько возможно ограничивать право торговли в Москве, и только крайняя необходимость заставляла открывать столицу для западной торговли».4 В связи с этим практика заключения международных договоров постепенно отошла на второй план, и преобладающей формой права, регулирующего пребывание иностранцев в России, стали жалованные и проезжие грамоты. Международные договоры имелись лишь с Польшей, Швецией и Турцией. Так, между Россией и Швецией в 1617 г. был подписан Столбовский мир, вступивший в силу в 1618 г. По его условиям подданные шведского короля могли «вольно и беспомешно» торговать в Москве и других внутренних русских городах (всем остальным торговым иноземцам в тот период времени приходилось испрашивать особые жалованные и проезжие грамоты). Им также разрешалось иметь торговые дворы в Москве, Новгороде и Пскове, однако освобождения от пошлин при этом не предусматривалось.5
<< [1] ... [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] ... [88] >>
|