ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

М.М. Шумилов. "Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XVII вв.)"

6. ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XVI—XVII вв.

6.1. Центральные финансовые органы Русского государства

Особенности развития в XVI—XVII вв. торговли и таможенного дела в России определялись формированием централизованного, служилого, самодержавно-бюрократического государства с его обширным казенным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и сборов, денежных и натуральных, внешних и внутренних, прямых и косвенных, с продажи товаров или только за их провоз. Аппарат по сбору пошлин становился все более централизованным, а таможенное обложение — регламентированным.1

В XVI—XVII вв. органами центрального управления выступали приказы — специальные учреждения, развившиеся из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые великий князь московский давал своим боярам и вольным слугам.2 Приказы действовали именем государя и являлись высшими правительственными и судебными инстанциями. Источником зарождавшейся приказной системы Н.П. Лихачев считал личную великокняжескую канцелярию и канцелярию Боярской думы,3 А.К. Леонтьев — дворцовые учреждения,4 А.А. Зимин — Боярскую думу, Казну и Дворец.5

По мнению Ю.Г. Алексеева, исходным моментом в процессе формирования приказной системы могла стать перестройка органов великокняжеского дворцового и вотчинного управления в связи с приданием им ряда управленческих функций общегосударственного значения. Допускается, что уже в конце 60-х — начале 70-х гг. XV в. начали функционировать военное и дипломатическое ведомства — будущие Разрядный и Посольский приказы.6 Вместе с тем автор полагает, что при Иване III «дворцовое ведомство имело сравнительно ограниченные функции, а на канцелярию Боярской думы в это время нет никаких намеков (как, впрочем, и на саму Думу как таковую). Именно Казна в силу многообразия своих функций и стала, по-видимому, колыбелью приказного аппарата нового Русского государства».7 Сама же Казна могла состоять «из нескольких заведений, закрепленных за соответствующими дьяками, каждый из которых имел свой объект хранения и ответственности и подчинялся казначею, как главе ведомства». Наряду с ней к хранению «казны» великого князя также были причастны Дворец и некоторые другие ведомства.8

По-видимому, на рубеже XV—XVI вв. «дворцовые» дьяки отделились от «великокняжеских», входивших в состав Казны.9 Одновременно произошло выделение великокняжеской Казны — центрального финансового подразделения великокняжеской канцелярии — в самостоятельное ведомство с сохранением за ней ряда функций по дворцовому управлению (сбор оброчных денег, закупка у русских и иностранных купцов товаров и т. д.).10 Заметную роль в организации этого первого «приказа», по словам Р.Г. Скрынникова, «сыграл византийский финансист и купец П.И. Ховрин-Головин, потомки которого были казначеями на протяжении нескольких поколений».11

Казна контролировала многочисленные источники бюджетных поступлений: от эксплуатации частновладельческих и черных волостных земель, казенной промышленности и торговли, чеканки монеты, таможенной деятельности (сбор торговых и проездных пошлин), сдачи на откуп пятенной и амбарной пошлины и т. д. Здесь судили сборщиков дани, откупщиков тамги, гостей, купцов гостиной и суконной сотен, торговых людей, сюда поступали судебные пошлины и штрафные деньги. Государевы вотчинники, городовые приказчики, даньщики, пошлинники, таможенники сдавали в Казну собранные деньги, требуя взамен расписки с указанием вида и размера вносимых платежей. Именно казначеям и дьякам великого князя обязаны были в первую очередь являть свои привозные товары иностранные купцы. По мнению А.К. Леонтьева, уже с начала XVI в. таможенные пошлины принимал «специально выделенный для этого дьяк».12

Не позднее первой половины XVI в. из личного управления дворецкого и казначея возник Приказ Большого дворца (упоминается с 1547 г.), ведавший всеми дворцовыми имениями и монастырскими землями; ему также были подчинены 36 городов с их уездами и множество волостей и сел в разных городах. Управление дворцовым хозяйством включало и сбор от сдачи отдельным лицам в оброк великокняжеских кабаков, таможен, мельниц, рыбных промыслов и т. д.13

В 1554—1555 гг. из состава Казны выделился Приказ Большого прихода (упоминается с 1573 г.), ставший вскоре главным финансовым органом государства. Он осуществлял управление таможенным делом, ведал Московскую Большую таможню, наблюдал за правильностью мер и весов на всей территории Русского государства, отвечал за поступление таможенных пошлин, мытов, перевозов, мостовщин, денег ямских, пищальных и приметных, доходов с гостиных дворов, лавок, погребов, ведал городовое, засечное и ямчужное дела, выступал в роли судебной инстанции при столкновениях таможенников и откупщиков с населением и т. д.14 Таким образом, Приказ Большого прихода отвечал за поступление не только косвенных налогов.15 «Областью его ведения, — указывал П.А. Садиков, — было получение первостепенных общегосударственных доходов».16

Со временем от Большого прихода отделились Новая четверть, Большая таможня, Померная изба, Мытная изба и некоторые другие, составившие особые ведомства.17 В 1665 г. из-под его опеки вышли таможни южных городов, которые стали подчиняться Разрядному приказу (Разряду) — государственному учреждению, ведавшему службой всех категорий служилого населения и основными вооруженными силами в XVI— первой половине XVII в.18 Однако, несмотря на сужение роли Приказа Большого прихода, «еще в начале XVII в. он сохранял свое значение центрального финансового учреждения».19 Именно на этот приказ Новоторговый устав 1667 г. возложил заведование делами торговых людей, сложившихся к тому времени в особое сословие, и охрану их «от воеводских налогов».20

Управление и взимание налогов в отдельных исторических областях, которые вошли в состав единого Русского государства, осуществляли территориальные или центрально-областные органы управления с территориально-местным кругом деятельности.21 К их числу принадлежали московские приказы Казанского дворца,22 а также Новгородской, Устюжской, Галицкой, Костромской и Владимирской четвертей, или четей, выделившиеся из Приказа Большого прихода в последней четверти XVI в. Одни из них являлись дворцами (центральными учреждениями) присоединенных к Москве удельных княжеств и земель, другие, как указывал П.Н. Милюков, «создавались не исторически, а, вероятно, особым правительственным распоряжением или рядом таких распоряжений».23

Каждый из этих «четвертных приказов» имел строго очерченный территориальный предмет ведомства. Так, Новгородская четверть (с 1670 г. — Новгородский приказ) ведала городами с пригородами и уездами: Арзамас, Архангельск, Вологда, Вятка, Кайгород, Кеврола и Мезень, Кола, Кунгур, Новгород, Нижний Новгород, Олонец, Псков, Пустозерск, Соликамск, Старая Русса, Чердынь, Яренск. Устюжская четверть ведала Бежецком, Великими Луками, Великим Устюгом, Вязьмой, Дмитровом, Епифанью, Звенигородом, Клином, Можайском, Пошехоньем, Ржевом, Рузой, Солью Вычегодской, Старицей, Тотьмой, Устюжиной Железопольской, Чарондой. Галицкая четверть (с 1690 г. — Галицкий приказ) — Белевом, Белоозером, Галичем, Карачевом, Кашином, Каширой, Коломной, Мещовском, Новосилем, Парфеньевом, Солью Галицкой, Суздалем, Унжей, Чернью, Чухломой, Шуей, Юрьевом-Польским. Костромская четверть Ростовом, Ярославлем и Костромой. Владимирская четверть (с 1686 г. — Владимирский приказ) — Волховом, Боровском, Вереей, Владимиром, Волоколамском, Воротынском, Данковом, Заволочьем, Зарайском, Калугой, Карачевом, Крапивной, Лухом, Михайловом, Орлом, Переяславлем-Рязанским, Путивлем, Ржевой Пустой, Ростиславлем, Сапожком, Тарусой, Тверью, Торжком, Тулой.24 По свидетельству Григория Котошихина, в компетенции четей находились и таможенные доходы.25 М.Ф. Владимирский-Буданов указывал на преимущественно финансовый характер ведомства четвертей.26

Время создания Приказа Большой казны тоже не поддается точному определению. По-видимому, это произошло в царствование Ивана IV.27 Вначале Приказ Большой казны отвечал за поступление в государеву казну прямых налогов с тех городов, сел и деревень, которые не подчинялись напрямую ведомствам с территориальной компетенцией. Затем в сферу его деятельности вошло управление горным делом и казенной промышленностью (Тульский оружейный завод). В ноябре 1613 г. в Москве было образовано особое ведомство на правах приказа — Денежный двор, который в 1625/26 г. был подчинен Приказу Большой казны.28 Здесь осуществлялся передел ефимков и чеканилась русская «ходячая монета».

А.К. Леонтьев высказывал предположение, что «появление новых финансовых органов — четвертей и их постепенное формирование в важнейшие финансовые судебно-административные приказы свидетельствовало о начавшемся процессе падения значения Казны в общей системе государственных органов».29 По нашему мнению, в связи с увеличением числа четвертных приказов, каждый из которых отвечал за реализацию налоговой политики на подведомственной ему территории, правильнее говорить о сужении фискальной компетенции приказов Большого прихода и Большой казны.

В связи с выделением в отдельное управление территорий за Уралом в 1637 г. был учрежден Сибирский приказ (с 1599 г. Сибирью управлял Казанский дворец).30 Он ведал назначением и сменой местной администрации, обороной, дипломатическими сношениями с приграничными государствами, финансовыми, фискальными и таможенными вопросами, управлением всеми категориями населения; поставлял ко двору меха, шелка и др., руководил поиском полезных ископаемых и организацией первых рудников и заводов в Сибири. Главное подразделение Сибирского приказа — Соболиная казна — ведало приемом казенных товаров (пушнина, моржовая и мамонтовая кость, ревень, китайские товары) и продажей их за рубежом. Управление Соболиной казной, оценка и продажа мехов находились в руках ежегодно назначаемых голов и целовальников, присягавших в том, чтобы «им тое царские казны не красть, и соболей своих худых и иные мяхкие рухляди в казну не приносить и не обменивать».31

В конце XVI — начале XVII в. управление питейными сборами (доходы от кружечных дворов) и суд по делам о тайной продаже вина и табака были изъяты из ведомства Большого прихода и переданы специальному приказу — Новой четверти, которая существовала с 1597 г. и отличалась своим названием от других четвертей, уже образованных к тому времени.32 Компетенция нового приказа распространялась на ту же территорию, с которой в Приказ Большого прихода поступали таможенные сборы.33

С конца 60-х гг. XVII в. функционировал Приказ городовой, каменных житниц, купецких дел (Приказ Купецких дел), подчиненный в 1678 г. Сибирскому приказу. Он ведал оценкой мехов и другими вопросами, помогая «купецким людям во всех порубежных городах от иных государств обороною, и во всех городах от воеводских налог защитою и управою».34 Однако, когда в 1681 г. власти попытались поручить московскому купечеству «надзор за купечеством провинциальным и за всеми городскими сборами», оно под благовидным предлогом уклонилось от этой «невыгодной привилегии».35

Как можно заметить, в XVI—XVII вв. в России не существовало единого финансового учреждения с общегосударственной компетенцией. Фактически финансовые вопросы в той или иной мере приходилось решать почти всем московским приказам, которых было не менее 40. Кроме того, в Москве находились Большая таможня, Посольская новая таможня (занималась оформлением иностранных товаров), Мытная изба (сюда предъявлялись подлежащие пошлинному обложению скот, сено и другие «лесные товары», кроме хлеба),36 Померная изба (здесь собирали померную пошлину с привозного хлеба, огородных культур, грибов и ягод, Конюшенный приказ и др. Впрочем, Е.Г. Осокин отмечал, что «отделение в Москве Большой таможни от Померной избы и Мытни сделано (было. — М.Ш.), кажется, единственно для удобства взимания рублевых пошлин, из которых почти только пошлины, падавшие на предметы роскоши, поступали в Большую таможню: другие поступали в Померную избу, или в Мытню».37 По мнению же В.Н. Захарова, через Московскую Большую таможню «проходила основная масса товаров».38 Как бы то ни было, Московской Большой таможне приходилось еще выполнять функции палаты мер и весов, снабжавшей местные таможни эталонными образцами единиц массы, объема и длины.39

Вторая половина XVII в. характеризуется упадком земского начала и усилением бюрократических тенденций в центральном и местном управлении Московского государства. При царе Федоре Алексеевиче (1676—1682) правительство пыталось соединить однородные органы и упростить систему центрального управления. Стремясь к преодолению раздробленности финансовых функций и сосредоточению их в Приказе Большой казны, оно тем не менее не сразу решилось на радикальные административные преобразования. Вначале попытались централизовать руководство приказами путем введения в состав их судейских коллегий одних и тех же лиц. Так, в период с октября 1676 по май 1677 г. боярин И.М. Милославский и его ближайшие сподвижники возглавляли важнейшие финансовые приказы: Большой казны, Большого прихода, Новгородской, Владимирской, Новой и Галицкой четвертей.40

<<   [1] ... [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] ...  [88]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне