П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
Организация передачи таможенной информации в ЕАИС регламентируется положениями соответствующих отраслевых руководящих документов.
С точки зрения транспортной системы компоненты, участвующие в процессах контроля, расположенные в РТУ, таможнях и таможенных постах, в настоящее время формируют файлы, содержащие платежные документы, статистическую информацию, архивы, которые передаются в соответствующие головные организации и обратно.
Рис. 38. Схема основных типовых узлов ЕАИС
Характер обмена информацией — асинхронный, т. е. прикладная система формирует файл (электронный документ, ЭД), выкладывает его в директорию для отправки через транспортную систему и продолжает работу. Таким образом, подтверждения о доставке информации в тот же момент не требуется.
Циркулирующая в ЕАИС информация по источнику ее формирования подразделяется на следующие виды:
• информацию, подготовленную при помощи специальных программных комплексов, реализующих информационные таможенные технологии;
• информацию, сформированную стандартными средствами общего пользования (текстовые редакторы, электронные таблицы и др.);
• прочую информацию, оформленную в виде файлов, с неопределенными средствами ее подготовки (например, дистрибутивы программ).
По функциональному принципу циркулирующую в ЕАИС ФТС России информацию можно разделить на следующие категории:
• исходные данные для загрузки формирования баз данных таможенной информации;
• нормативно-справочная информация;
• оперативная информация таможенных органов;
• служебная переписка таможенных органов;
• регламентная отчетная информация таможенных органов;
• транзитная информация, проходящая через ГНИВЦ.
В части сроков передачи информации в ЕАИС и в соответствии с требованиями существующих нормативных документов и установленными регламентами может использоваться следующая классификация:
• оперативная информация (данные мониторинга осуществления таможенных операций). Оперативная информация должна быть доставлена в минимально возможные сроки. К данной категории относятся также различные сообщения в контуре оперативного управления таможенной деятельностью (например, ориентировки), а также служебные и технологические потоки данных, связанные с контролем функционирования автоматизированных систем, входящих в состав ЕАИС;
• регламентная информация (отчеты таможенных органов в соответствии с ежегодными приказами ФТС России о введении форм статистической отчетности). Отличительной особенностью данной категории является периодический характер формирования и необходимость получения необходимых данных к определенному нормативными документами сроку;
• информация, используемая для формирования официальных статистических отчетов, бюллетеней и сборников. Информация данной категории должна быть максимально достоверной и полной, при этом на оперативность ее формирования не накладываются столь жесткие ограничения, как в предыдущих категориях;
• нормативно-справочная информация, которая должна вступать в действие одновременно во всех таможенных органах в установленное время.
Максимальные объемы передачи сообщений приходятся на Центральное таможенное управление (почти 35% общего объема) и Северо-Западное таможенное управление (почти 18% общего объема). Каждое из остальных 5 региональных таможенных управлений имеет трафик меньше чем 10% от общего объема. В целом отмечается ежегодный прирост объемов передаваемых данных на 10—15%. При этом максимальный объем сообщений составляет информация, передаваемая в адрес ГНИВЦ.
Для передачи большей части указанных данных используются канальные ресурсы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России).
ВИТС ФТС России построена по иерархическому принципу по схеме «звезда». На верхнем уровне ВИТС представлена узлом ГНИВЦ, имеющим каналы связи с региональными таможенными управлениями и таможнями непосредственного подчинения.
3.4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕАИС
Принципы разработки автоматизированных систем управления обусловливаются требованиями и возможностями научного управления, а также особенностями конкретных объектов управления и использования современных технических средств. Основные принципы разработки АСУ подразделяются на три вида:
• принципы системного характера;
• принципы организационно-технического характера;
• принципы экономико-математического характера.
Эти принципы подчеркивают информационно-экономическую природу АСУ, в данном случае ЕАИС ФТС России, отличающую ее от разнообразных технических и других систем управления: первоочередность решения при разработке АСУ экономических и информационных проблем, необходимое приспособление общесистемных положений математического аппарата, программных и технических средств к особенностям и условиям функционирования конкретной области — таможенной службы России.
3.5. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Приказом ФТС России от 03.02.2010 г. № 183 утвержден Порядок организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов (далее — Порядок). Порядок разработан в целях осуществления в ФТС России единого подхода в вопросах создания, модернизации, внедрения, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации программных средств, на которые ФТС России имеет исключительное право, используемых в составе Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, в других информационных системах таможенных органов или автономно.
Порядок предназначен для структурных подразделений ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее — учреждений ФТС России), деятельность и функции которых предусматривают решение задач обеспечения применения, развития и совершенствования информационных технологий, а также для должностных лиц системы таможенных органов, в функциональные обязанности которых входят вопросы организации создания, внедрения, эксплуатации, модернизации и/или сопровождения программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов.
Порядок определяет взаимодействие Главного управления информационных технологий ФТС России (далее — ГУИТ), структурных подразделений ФТС России, ГНИВЦ, учреждений ФТС России, таможенных органов и входящих в их состав информационно-технических служб (ИТС), информационно-технических подразделений (ИТП) при организации процессов жизненного цикла программных средств, а также типовые требования по безопасности информации, предъявляемые к программным средствам информационных систем и информационных технологий таможенных органов.
Программные средства информационных систем и информационных технологий таможенных органов (далее — ПС) — программы, предназначенные для многократного применения на различных объектах (по ГОСТ 28195—89), программная документация, а также базы данных различного назначения, созданные в интересах ФТС России по ее заказу.
Жизненный цикл программных средств (ЖЦПС) — совокупность взаимосвязанных процессов, связанных с созданием, использованием по назначению и списанием ПС. К основным процессам ЖЦПС относятся: формирование заказа на создание ПС; создание ПС; эксплуатация и сопровождение ПС; модернизация (изменение функциональных возможностей) ПС; вывод из эксплуатации и списание ПС.
Процесс ЖЦПС представляет собой совокупность упорядоченных во времени взаимосвязанных работ, объединенных в этапы и стадии. Стадии и этапы процесса выделяются в целях рациональной организации работ для достижения заданного результата и осуществления контроля исполнения процесса.
Организация процессов ЖЦПС — комплекс организационно-технических мероприятий, выполняемых структурными подразделениями (учреждениями) ФТС России, таможенными органами и направленных на выполнение процессов ЖЦПС с учетом обеспечения информационной безопасности.
К основным мероприятиям по организации процессов ЖЦПС относятся:
• определение и обоснование потребностей в развитии информационных технологий и ПС, предназначенных для реализации информационных технологий;
• планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), модернизации, внедрения и сопровождения ПС, подготовки должностных лиц и работников к работе с ПС;
• подготовка конкурсной документации для проведения торгов, разработка функциональных и технических требований к ПС, технического задания на создание ПС;
• проведение торгов в форме конкурса на право заключения государственного контракта (далее — контракт) на выполнение работ и оказание услуг, составляющих и/или обеспечивающих процессы ЖЦПС (этап, стадию процесса, процесс ЖЦПС);
• контроль исполнения контракта, проведение испытаний ПС;
• подготовка правовых актов ФТС России, других руководящих документов, регламентирующих разработку, модернизацию, приемку, внедрение, эксплуатацию, сопровождение и вывод из эксплуатации ПС, подготовку должностных лиц и работников к работе с ПС;
• подготовка должностных лиц и работников к работе с ПС в качестве пользователей и администраторов;
• сбор, анализ и обобщение замечаний по работе ПС, предложений по усовершенствованию ПС в целях изменения функциональности, интерфейса и сервисов ПС, устранения ошибок, возникающих в процессе эксплуатации;
• контроль выполнения работ, а также контроль соблюдения должностными лицами и работниками требований руководящих документов.
ГУИТ осуществляет общее руководство организацией и реализацией работ, составляющих процессы ЖЦПС, координацию деятельности структурных подразделений (учреждений) ФТС России, ГНИВЦ, таможенных органов, связанной с развитием информационных систем и информационных технологий таможенных органов.
<< [1] ... [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] ... [66] >>
|