П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
Представление предварительной информации при взаимодействии с таможенной службой страны экспорта или транзита осуществляется в рамках международного таможенного сотрудничества, а также в целях реализации международных соглашений и рекомендаций ВТО.
В зависимости от договоренностей (соглашений) между ФТС России и таможенной службой страны экспорта или транзита могут представляться сведения:
1) обо всех перемещаемых товарах;
2) о товарах, перемещаемых определенными лицами, в том числе в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности;
3) о товарах, перемещаемых отдельными видами транспорта;
4) о товарах отдельных категорий.
Состав сведений, предоставляемых в рамках договоренностей (соглашений) между таможенной службой Российской Федерации и таможенной службой страны экспорта или транзита, определяется:
1) таможенным законодательством страны экспорта или транзита;
2) задачами, выполняемыми при обмене информацией;
3) уровнем развития информационной системы таможенной службой страны экспорта или транзита.
При организации информационного взаимодействия с таможенной службой страны экспорта или транзита необходимо учитывать данные факторы и при стремлении получить как можно больше сведений о перемещаемых товарах исходить из следующего минимального состава, позволяющего контролировать перемещаемые на одном транспортном средстве товары по основным их характеристикам:
1) количество грузовых мест, маркировка и виды упаковок;
2) наименование;
3) коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первые четыре знака;
4) вес брутто/нетто (в килограммах) либо объем (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
5) фактурная стоимость.
Примечания
1 WCO High Level Strategic Group Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade.
2 Integrated Supply Chain Management Guidelines (WCO, June 2004).
3 Правительствами ряда стран были приняты правила и заключены соглашения с деловыми кругами для обеспечения необходимого уровня безопасности на базе результатов оценки рисков, проводимой до прибытия товаров на таможенную территорию: программа таможенной службы Канады «Партнеры по защите» (PIP), программа таможенной службы Австралии «Передняя линия и аккредитованный клиент», программа таможенной службы США «С-ТРАТ», программа таможенной службы Новой Зеландии «SEP and FrontLine».
4 Приказ ФТС от 10.03.2006 г. «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» № 192.
2.4.4. «Зеленый коридор»
Проект «Зеленый коридор» реализуется в соответствии с Протоколом, подписанным 03.12.2002 г. между таможенными службами России, Финляндии и Швеции в Гетеборге (Швеция).
Положения подписанного протокола предусматривают организацию взаимодействия таможенных служб в целях упрощения таможенных процедур при перемещении товаров из стран ЕС в Российскую Федерацию.
Обмен информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через финско-российский участок государственной границы, осуществляется между центральными таможенными органами Сторон (рис. 30).
В информационном обмене участвуют ГНИВЦ, Главное таможенное управление Республики Финляндия, Главное таможенное управление Королевства Швеция.
Технические аспекты информационного взаимодействия на Российской стороне обеспечивает автоматизированная система «Зеленый коридор». Основу информационного взаимодействия таможенных служб создают «Технические условия электронного обмена данными при перемещении через границу товаров и транспортных средств из Республики Финляндия, Королевства Швеция в Российскую Федерацию».
Рис. 30. Проект «Зеленый коридор»: а — преимущества проекта; б — информационный обмен
Техническими условиями предусмотрены следующие основные этапы в информационном обмене в процессе контроля перемещения товаров при экспорте и транзите: Финляндская и Шведская Стороны уведомляют Российскую Сторону о намерениях вывоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации. Данное уведомление составляется на основе данных поданной и оформленной установленным порядком экспортной грузовой таможенной декларации или транспортных документов.
Российская Сторона использует сведения из полученных уведомлений для ускорения таможенных операций.
Информационное взаимодействие осуществляется в виде обмена электронными документами в формате XML, состав данных и структура которых, а также порядок обмена регламентированы Техническими условиями.
Обмен сведениями о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу Республики Финляндии и Российской Федерации, осуществляется с помощью почтовых сообщений. При осуществлении обмена применяется принцип подокументального обмена: одно почтовое сообщение содержит один электронный документ. Окончанием процедуры доставки сообщения считается момент получения подтверждения о доставке электронной почты.
МИАИС — межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с разработанной концепцией, система представляет собой интеграционный сегмент различных ведомств на базе государственного информационного центра, который разрабатывается Министерством связи и массовых коммуникаций и сегмент пункта пропуска.
МИАИС должна содержать единую базу данных разрешительных документов, которые выдаются не только федеральными службами, находящимися на границе, но также и теми, которые участвуют в системе запретов, ограничений и разрешений, например: Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК), Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) и др.
Опыт зарубежных стран, в частности, США, внедрявших подобные системы, весьма положителен. МИАИС должна значительно упростить и оптимизировать процесс прохождения транспортного средства в пункте пропуска за счет однократного ввода сведений о транспортном средстве и грузе, параллельной обработки сведений контролирующими органами, организации взаимодействия с ведомственными информационными системами и государственным информационным центром для проверки заявленных сведений на предмет соблюдения запретов и ограничений.
В 2006—2007 гг. ФТС России организовала проведение работ по созданию Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы автомобильного пункта пропуска (аналог сегмента пункта пропуска МИАИС), но, к сожалению, процесс пошел очень медленно из-за необходимости многочисленных согласований с другими контролирующими органами на стадии технорабочего проекта и создания прототипа системы. В результате проект был остановлен, о чем было проинформировано Правительство страны.
МИАИС находится на стадии разработки.
Концепция создания МИАИС утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 г. № 622-р. МИАИС предназначена для:
• технологического обеспечения межведомственного информационного взаимодействия контрольных органов по принципу «одного окна» (однократное предоставление информации о лицах и транспортных средствах, грузах, товарах и животных) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль) с использованием инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра в автоматизированном режиме;
• повышения эффективности деятельности контрольных органов и сокращения времени, необходимого для осуществления контроля в пунктах пропуска.
МИАИС будет включать в себя следующие сегменты: а) интеграционный сегмент, содержащий компоненты, обеспечивающие межведомственное информационное взаимодействие и позволяющие работать с единой базой данных с использованием инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра; б) ведомственные сегменты контрольных органов, включающие компоненты ведомственных автоматизированных информационных систем данных контрольных органов о лицах и транспортных средствах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, о грузах, товарах и животных, перемещаемых через нее; в) сегмент пункта пропуска, содержащий компоненты, обеспечивающие межведомственное информационное взаимодействие контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2.4.5. Оценка эффективности реализуемой системы организационных и технических мероприятий
В соответствии со ст. 18 «Оценка работы таможенных органов» Федерального закона от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ основными критериями оценки работы таможенных органов являются:
1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Оценка эффективности системы организационных и технических мероприятий является важным инструментом информационно-технической политики, с помощью которого определяется текущее состояние информационно-технического обеспечения таможенных органов, производится выбор приоритетных направлений и мер по его дальнейшему развитию и совершенствованию, оценивается соответствие достигнутого (ожидаемого) результата предъявляемым требованиям.
<< [1] ... [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] ... [66] >>
|