ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Для реализации требований по оперативности обработки данных в таможенных органах Калининградского региона была развернута система передачи данных, которая обеспечивает гарантированную и практически мгновенную передачу электронных транзитных деклараций с таможенного поста в ГНИВЦ.

При разработке системы и выделенного сегмента системы передачи данных в Калининградском регионе применялись самые современные и перспективные технологии. Ряд использованных технологий применялись в России впервые. Было организовано взаимодействие с ведущими мировыми и российскими компаниями в области IT-технологий.

Использование автоматизированной системы «Калининградский транзит» при оформлении процедуры транзита позволило:

• сократить временные и финансовые расходы на оформление;
• осуществить возможность выбора способа оформления;
• повысить качество контроля перемещения товаров.

Планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации таможенной службы России, соответствующего требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии с ней таможенная служба должна при выборе форм таможенного контроля использовать систему управления рисками, внедрять предварительное информирование и электронное декларирование.

В соответствии со ст. 124 Таможенного кодекса Таможенного союза обмен информацией между таможенными органами производится в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.

Примечания

1 Приказ ГТК России от 14.04.2004 г. № 467 «О создании фонда алгоритмов и программ ГТК России».

2 Под информационно-техническими средствами подразумеваются средства информатизации, телекоммуникационное оборудование, средства связи, технические средства таможенного контроля, технические средства таможенных расследований, технические средства таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и опасными отходами, средства вычислительной техники, оборудование локальных вычислительных сетей, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства.

3 Информационно-техническая служба таможенных органов включает Управление, ГНИВЦ и информационно-технические подразделения таможенных органов.

4 Служба ТКДРМ состоит из подразделений ТКДРМ ФТС России и таможенных органов (отдел (отделение) ТКДРМ таможенного органа) и составляет единую систему с двойным подчинением. Служба ТКДРМ подчиняется непосредственно начальнику Главного управления информационных технологий, а в части организации таможенною контроля ДРМ и опасных отходов — начальнику Главного управления организации таможенного контроля, а подразделения ТКДРМ таможенного органа — начальнику таможенного органа или двум заместителям — по информационно-техническому обеспечению и по организации таможенного оформления и таможенного контроля.

5 Проект «Модернизация информационной системы таможенных органов» [Электронный ресурс]: М.: CUSTOMS.RU, 2006. Режим доступа: World Wide Web. URL: www.customs.ru.

6 OLAF (Office Europeen de Lutte Anti-Fraude или European Anti-Fraud Office) учреждено институтами Европейского Союза (ЕС) в июне 1999 г. для расследования скандала, связанного со взятничеством среди комиссаров Еврокомиссии, а также фактов лоббирования представителями Еврокомиссии экономических интересов определенных групп. OLAF имеет независимый статус. В компетенцию Бюро входит инициирование проведения расследований по собственной инициативе в отношении незаконной деятельности, которая может угрожать интересам Евросоюза. Аудиторские и финансовые проверки могут проводиться внутри административных органов ЕС, в государствах-членах Евросоюза и в государствах, не являющихся членами ЕС.

7 Термин Business-to-business (В2В) — «бизнес для бизнеса» используется для характеристики Web-решений, которые предназначены для организации различного рода взаимодействий между компаниями (торговли, обмена информацией и т. п.). Существуют и аналогичные понятия: B2C (business-to-customers), C2C (customer-to-customer), описывающие, кто является источником, а кто — адресатом информации при деловом взаимодействии. Пример взаимодействия В2В — электронная биржа или торговая площадка для оптовых закупок. Взаимодействие B2C («бизнес для пользователя») — любой интернет-магазин. Пример отношений C2C («пользователь для пользователя») — доски частных объявлений и интернет-аукционы.

3.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Анализ тенденций и новых условий, влияющих на функционирование ЕАИС, позволяет отнести к числу приоритетных с точки зрения автоматизации следующие процессы:

• организация управления рисками;
• осуществление таможенных операций и таможенный контроль;
• управление взиманием пошлин и налогов;
• взаимодействие с участниками ВЭД;
• взаимодействие с другими государственными органами и ведомствами, международное сотрудничество;
• вспомогательные процессы, к которым относятся:

  • ведение нормативно-справочной информации;
  • управление информационными ресурсами;
  • ведение внутренней таможенной статистики и отчетности;
  • организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области таможенной деятельности;
  • управление финансово-экономической деятельностью.

Структурирующим элементом функциональной архитектуры ЕАИС является верхнеуровневая модель целевых процессов таможенной деятельности, в составе которой выделяют три группы процессов (рис. 36): стратегические процессы; операционные процессы; обеспечивающие процессы.

В группу стратегических процессов включены главные управленческие процессы, такие как управление стратегическим развитием и стратегия управления рисками, которые несут скорее косвенную ценность, проявляющуюся со временем, в среднесрочной перспективе.

Группа операционных процессов представляет собой ключевые процессы, связанные с основной деятельностью таможенных органов.

В группу обеспечивающих процессов включены процессы, которые являются межфункциональными и поддерживают как стратегические, так и операционные процессы. Некоторые из них специфичны для таможенных органов России, но большинство обеспечивающих процессов аналогичны для всех государственных органов.

Для автоматизации деятельности таможенных органов в целом важнейшими исходными параметрами являются характеристики потоков информации, их объемы, временные критерии обработки и передачи информации, расположение и организация связи между таможенными объектами, определяющая сложность многоуровневых элементов в общей структуре таможенных органов. В целом ЕАИС характеризуется:

• территориальной распределенностью;
• иерархической структурой управления;
• централизованным методологическим управлением в части применения информационных таможенных технологий;
• необходимостью в использовании распределенных информационных систем, нуждающихся в средствах обеспечения информационного обмена между ними;
• существованием средств передачи информации и обеспечивающего их комплекса организационного, информационного и программно-аппаратного обеспечения;
• наличием ведомственной электронной почты на базе использования почтовых систем Novell Group Wise и Microsoft Exchange, функционирующей в настоящее время в режиме опытной эксплуатации;
• наличием телекоммуникационной инфраструктуры на базе использования выделенных каналов связи и коммутируемых линий телефонной сети общего пользования с использованием различных протоколов передачи данных.

Факторы, определяющие основные характеристики ЕАИС: 1) постоянный рост числа пользователей; 2) постоянный рост объемов грузоперевозок; 3) измерение нормативной базы; 4) необходимость интеграции с зарубежными партнерами; 5) необходимость интеграции с другими силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, ФНС) (рис. 37).

Документооборот в системе таможенных органов характеризуется высокой интенсивностью потока и разнообразием типа документов. Основной объем документооборота приходится на ТД, а также на документы по ведению баз данных нормативно-справочной информации (БДНСИ), на документы, оформленные по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), международным перевозкам (МДП), на декларации таможенной стоимости.

• С точки зрения системы передачи данных ЕАИС классически разделяют на 4 иерархически подчиненных уровня — Центрального аппарата ФТС, регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста (рис. 38).
• Основными типовыми узлами ЕАИС с точки зрения размещения инфраструктуры компонентов Системы и топологии сети узлов являются: Главный центр обработки данных (Г-ЦОД, на базе ГНИВЦ), Центральный аппарат ФТС России, региональные центры обработки данных (Р-ЦОД, на базе региональных вычислительных центров), региональные таможенные управления, таможни, внутренние и приграничные таможенные посты, мобильные пользователи ЕАИС, таможни центрального подчинения, организации и учреждения, подведомственные ФТС России.

<<   [1] ... [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне