П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
Одним из центральных и наиболее сложных компонентов в решении задач автоматизации и оценки эффективности системы управления таможенного органа является модельное представление таможенного органа как объекта исследования. На основе целостно-эволюционного подхода в литературе разработаны и детализированы различные аспекты процесса создания и использования моделей таможенного органа.
Дан методологический аппарат для преодоления размерности объекта моделирования и формирования знаний в условиях его эволюции. При этом под знанием понимается любая структурированная информация о таможенной деятельности, включая различные модели и закономерности деятельности таможенного органа, а также технологии интеграции знаний (когнитивные технологии).
Рис. 31. Структурно-функциональная схема автоматизации процессов управления таможенной службой
В рамках такого подхода модель таможенного органа является объектом, инструментом и результатом исследования таможенной деятельности, а при решении конкретных задач — полигоном для принятия различных управленческих решений.
Таким образом, повышение эффективности деятельности ФТС России возможно лишь на основе реинжиниринга таможенных процессов при максимальном использовании современных информационных технологий.
3.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЕАИС ФТС РОССИИ
Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов — организационно-техническая система, обеспечивающая выработку и принятие решений на основе автоматизации информационных процессов и технологий на всех уровнях организационной структуры таможенных органов.1
Создание ЕАИС таможенной службы началось в конце 80-х гг. XX в. (рис. 32). Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 г «О генеральной схеме управления государственным таможенным контролем СССР» № 1203, которым определялось образование ГНИ ВЦ как основной базы для разработки и обеспечения функционирования ЕАИС.
В начале 1992 г. ГНИВЦ перешел в систему Государственного таможенного комитета (ГТК) России (правопреемник Главного управления Государственного таможенного контроля СССР), и с этого момента ЕАИС рассматривается как уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях управления таможенных органов — от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.
С развитием таможенной службы России информационные технологии, и технические средства таможенного контроля стали играть все большую роль в текущей работе таможенных органов. Поэтому для координации и оперативного управления информационно-технической политикой таможенных органов 20.03.1997 г Приказом ГТК РФ № 135 было утверждено «Положение о Региональном информационно-техническом управлении (РИТУ)». В 1999 г. ГНИВЦ был передан в оперативное управление РИТУ. В первой половине 1999 г. были ликвидированы региональные отделы ГНИВЦ. Взамен при региональных таможенных управлениях были созданы информационно-технические службы. Приказом ГТК РФ от 02.06.2001 г. утверждено «Положение о Главном научно-информационном вычислительном центре ГТК РФ». Основной целью деятельности ГНИВЦ является содействие таможенным органам РФ в повышении эффективности их работы в деле защиты экономического суверенитета РФ путем создания, развития и эксплуатации ЕАИС ФТС России.
Рис. 32. Эволюция организационных структур в ЕАИС таможенных органов России
В конце 1999 г. РИТУ было преобразовано в Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий (УСТАТТ) ГТК РФ, исчезнувшее, в свою очередь, в 2004 г. В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429, и Приказом ФТС России от 13.09.2004 г. «Об организационно-штатных мероприятиях в центральном аппарате ФТС России» № 44 Приказом ФТС РФ от 20.10.2004 г. № 179 утверждено «Положение о Главном управлении информационных технологии».
В качестве основных задач Главного управления информационных технологий (ГУИТ) определены:
• разработка и проведение единой научно-технической политики ФТС России при создании и развитии ЕАИС, ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов, при создании информационно-вычислительных центров, оснащении таможенных органов перспективными информационно-техническими средствами;2
• разработка, согласование и реализация основных направлений создания и развития информационно-технической инфраструктуры таможенных органов;
• организация планирования, заказа, контроля выполнения и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию перспективных информационных таможенных технологий, компонентов и систем ЕАИС и ВИТС таможенных органов, информационно-технических средств, а также средств обеспечения информационной безопасности таможенных органов;
• обеспечение согласования плана НИОКР ФТС России и его координации с межведомственными программами и планами работ других федеральных органов исполнительной власти в области технического оснащения и создания информационно-коммуникационных технологий и систем;
• разработка, реализация основных направлений интеграции информационных ресурсов ФТС России и согласование этих направлений с федеральными органами исполнительной власти;
• обеспечение оперативного руководства ГНИ ВЦ и подразделениями информационно-технической службы таможенных органов,3 в том числе Службой таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;4
• разработка и реализация предложений о совершенствовании системы информационной безопасности таможенных органов;
• обеспечение деятельности Научно-технического совета (НТС) ФТС России;
• организация и координация выполнения проекта модернизации информационной системы таможенных органов, финансируемого за счет средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Основными руководящими документами для создания ЕАИС являлись Комплексная программа последовательного поэтапного процесса реализации системы повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993—1995 гг., утвержденная 13.05.1993 г., и Техническое задание на разработку ЕАИС, утвержденное 28.12.1993 г.
Аналогичные системы созданы или создаются за рубежом практически во всех таможенных службах развитых стран. Например, в США, Англии, Франции, Германии такие системы создавались более 20 лет применительно к местным таможенным правилам.
ЕАИС ФТС России охватывает всю территорию Российской Федерации и включает в себя ГНИ ВЦ, семь региональных вычислительных центров и транспортную подсистему. Каждая таможня имеет собственную информационно-вычислительную сеть. ЕАИС выполняет широкий круг задач по автоматизации технологий таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов (рис. 33).
В составе ЕАИС централизованно разрабатывается и сопровождается большое количество программных средств (АРМ, комплексы программных средств, автоматизированные подсистемы). При этом внимание уделяется главным образом развитию программных средств для ФТС России (48%), в гораздо меньшей степени (18%) — таможни и таможенного поста (12%), что является отражение требований, предъявляемых к ЕАИС на протяжении ряда лет подразделениями ФТС России.
Рис. 33. Первоочередные задачи автоматизации таможенной деятельности
Развитие ЕАИС включало три этапа-очереди.
Разработка и внедрение первой очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации бизнес-процессов и формального описания действий, которые инспектора выполняют на рабочем месте. Затем началась автоматизация этих элементов — стали создаваться автоматизированные рабочие места. Все эти действия способствовали решению проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. В таможенных органах был создан мощный технический потенциал, который позволил приступить к решению задач комплексной автоматизации.
Вторая очередь ЕАИС являлась логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых платформах — программно-технической и технологической. Под новой программно-технической платформой наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных ORACLE и системы проектирования, входящие в комплект ORACLE-case.
К 2000 г. стало понятно, что развитие ЕАИС второй очереди тормозится из-за того, что не стандартизирована информация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует взаимно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами.
Еще в решении Коллегии ГТК РФ от 05.11.1999 г. «О результатах второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже XXI века. Перспективы развития информационных таможенных технологий"» были намечены основные направления развития информационно-технической политики ФТС России в XXI в. Фактически эта коллегия определила новый этап в развитии ЕАИС, в дальнейшем получивший название «третья очередь».
<< [1] ... [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] ... [66] >>
|