П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
• определение объектов — источников данных и выявление связей между ними;
• определение свойств объектов и выявление связи между свойствами;
• создание словаря данных;
• разработка операций над данными;
• назначение пользователей и разграничение их прав доступа.
Как инструмент проектирования информационных систем, СУБД поддерживает все три известных уровня представления данных: концептуальный, логический и физический. Первый определяет структуру базы данных в терминах объектов предметной области и отношений между ними. Второй уровень описывает связи между данными на языке математической логики и алгоритмических языках, а третий управляет обменом и размещением данных на внешних носителях. Для этого СУБД оснащается средствами создания и анализа структуры базы данных и механизмами работы с таблицами.
Пользователь общается с базой данных через копии ее фрагментов. Для этого он либо осуществляет фильтрацию записей, либо обращается к базе данных с запросом. Запросы к реляционным базам данных выполняются на языках реляционного исчисления, основанных на классических операциях на множествах (объединение, пересечение, дополнение, разность) и исчислении предикатов (проекция, выбор). Язык запросов предоставляет пользователю набор правил или инструмент для формирования вопроса с информацией о желаемом результате. На основании запроса СУБД автоматически выдает ответ посредством генерации новых таблиц. Статусом стандартного языка запросов обладает сегодня реляционный структурированный процедурный язык SQL (Structured Query Language), разработанный фирмой IBM. Весьма популярен и непроцедурный язык запросов на примере QBE (Query By Example), созданный М. Злуфом в фирме IBM в 1977 г.
Более 15 лет представлен на мировом рынке пакет Oracle. Долгое время каждая третья продаваемая в мире СУБД работала под Oracle. На Oracle разработано значительное число прикладных систем для банков, промышленных предприятий, энергетических объектов, учреждений здравоохранения и таможни. Она обеспечивает целостность баз данных при выполнении распределенных запросов, автономию узлов базы и высокую производительность. Система поддерживает открытую архитектуру: в ее едином приложении могут согласованно работать компоненты СУБД различных фирм, файлы операционной системы, аппаратура (промышленные контроллеры, кассовые аппараты). Инструментарий Oracle позволяет создавать графический интерфейс пользователя со сложной логикой обработки данных. Постепенно реляционная СУБД Oracle преобразуется в объектно-ориентированную систему на основе языка SQL++, хранящую данные в виде объектов вместо таблиц.
Языки управления событиями исключают программирование как процесс формирования текста программы программистом. Генераторы интерпретируют данные, вводимые с помощью меню, диалога или пиктограмм, и генерируют соответствующий программный код на одном из процедурных языков. Генераторы освобождают разработчиков от необходимости переписывать повторяющиеся фрагменты программ и позволяют быстро создавать прототипы прикладных систем.
Интегрированные системы программирования, включающие генераторы кодов и процедурные языки, называют CASE-инструментами (Computer Aided Software Engineering). В таких комплексах среда проектирования не отделена от прикладной системы. Примером CASE-инструмента является система Oracle CASЕ. Для создания конкретной прикладной системы, например таможенной, проектировщик представляет свои знания о работе конкретного подразделения таможни в системный словарь. Настройка проектируемой системы на технологию работы таможенного подразделения закладывается уже на первоначальных стадиях проектирования средствами конструктора. Затем выполняется генерация сразу же готовой системы.
Для упорядочивания информации в таможенных БД используются языки высокого уровня, для тонких запросов — Assembler. При этом в качестве операционной системы в ГНИВЦ ФТС используется Open VMS, а для управления БД используются разработки Oracle.
4.3. ОСОБЕННОСТИ БАЗ ДАННЫХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ФТС РОССИИ
Базы данных таможенных органов можно условно разбить на три группы:
• базы данных нормативно-справочной информации (НСИ): системы классификации и кодирования, тарификации, ограничений, правовые и нормативные акты, системы регистрации и учета;
• базы данных оперативной информации: электронные копии документов, используемых в ходе осуществления таможенных операций и контроля (ТД, ДКД, ДТС, ТПО и др.), данные оперативного характера, обеспечивающие технологические процессы (учет, контроль, аудит и т. п.);
• базы данных статистической информации, являющиеся производными от баз данных оперативной информации.
Практически каждое функциональное подразделение таможенных органов имеет собственную базу данных для текущей работы. Результаты работы подразделений по линиям передачи данных передаются в вычислительные центры региональных информационно-технических служб, на базе которых действуют региональные центры передачи электронных данных и организованы региональные базы данных. Отсюда данные передаются в ГНИВЦ, на территории которого функционирует Центральный банк данных.
Из ГНИВЦ в функциональные подразделения региональных таможенных управлений и таможен регулярно передаются корректировки НСИ.
4.3.1. Центральная база данных
Объем центральной базы данных ФТС России составляет сотни терабайтов: это архивы оформляемых таможенных деклараций (более 2,5 млн документов в год, по несколько десятков килобайтов каждый) плюс специализированные базы данных документов контроля доставки товаров и транспортных средств, таможенных приходных ордеров, сертификатов и нормативно-справочной информации, а также БД по участникам ВЭД.
В целях совершенствования порядка сбора, обработки, передачи электронных копий ТД, обеспечения формирования и ведения баз данных ТД таможенных органов всех уровней в рамках ЕАИС таможенных органов был издан Приказ от 23.12.2008 г. «О порядке сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» № 1648.
Этим Приказом утверждены:
• порядок сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках ЕАИС таможенных органов;
• сроки хранения электронных копий ТД, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и в ГНИВЦ.
Порядок сбора, обработки, передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций и формирования баз данных всех уровней в рамках Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — Порядок) определяет действия должностных лиц и работников таможенных органов, ГНИВЦ при сборе, обработке, передаче электронных копий ТД, а также формировании баз данных ТД на уровне таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления (РТУ), ГНИВЦ в рамках ЕАИС таможенных органов).
В рамках Порядка проходит информационное взаимодействие структурных подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль, информационно-технических подразделений (ИТП) таможенных органов, подразделений таможенных органов и отделов ГНИВЦ, обеспечивающих сбор, хранение, обработку электронных копий ТД и бесперебойное функционирование системы сбора ТД (совокупность штатных программных средств ЕАИС таможенных органов, включенных в Фонд алгоритмов и программ ФТС России, технических и аппаратных средств, организационных мероприятий, должностных лиц и работников таможенных органов и ГНИВЦ, обеспечивающих сбор, обработку, проведение форматно-логического контроля и формирование соответствующих баз данных на уровне таможенного поста, таможни, РТУ и ГНИВЦ).
Программно-аппаратные средства, входящие в систему сбора ТД, составляют единый комплекс средств, обеспечивающих проведение операции, выполняемой в целях проверки полноты и достоверности сведении, указанных в электронной копии ТД, проводимой комплексными автоматизированными системами «АИСТ-РТ21» и «АИСТ-М» при таможенном контроле и при загрузке электронной копии ТД в центральную базу данных ТД (операция форматно-логического контроля) (далее — ФЛК), формирование электронных копий ТД, их сбор, обработку, передачу, загрузку в соответствующие базы данных таможенных органов на всех уровнях системы сбора ТД.
Существует четыре уровня системы сбора ТД: таможенный пост; таможня; РТУ; ГНИВЦ.
Контроль инсталляции, настройки и организации интерфейса взаимодействия программных средств системы сбора ТД в подразделениях таможенных органов осуществляет начальник ИТП таможни или РТУ, в обязанности которого в целях бесперебойного функционирования системы сбора ТД входит обеспечение контроля за своевременным переходом подчиненных таможенных органов на работу с новыми версиями программных средств ЕАИС таможенных органов, входящих в систему сбора ТД и рассылаемых ГНИ ВЦ.
В рамках ЕАИС таможенных органов осуществляется ведение следующих информационных ресурсов, содержащих электронные копии ТД:
1) на уровне таможенного поста:
а) базы данных ТД (только для таможенных органов, оснащенных АИС «АИСТ-М»),1 представляющей собой информационный ресурс таможенного органа, содержащий электронные копии ТД, хранимые и обрабатываемые с применением КПС «Сбор информации по ГТД», и используемый должностным лицом таможенного органа в аналитической работе (далее — база данных ТД);
б) операционной базы данных ТД, представляющей собой информационный ресурс таможенного органа, содержащий электронные копии ТД, хранимые и обрабатываемые с применением системы ТОиТК, и используемый должностным лицом таможенного органа при таможенном оформлении и таможенном контроле (далее — операционная база данных);
2) на уровне таможни:
а) операционной базы данных ТД (только для таможенных органов, оснащенных КАСТО «АИСТ-РТ21»);
б) базы данных ТД;
3) на уровне РТУ — базы данных ТД;
4) на уровне ГНИВЦ — центральной базы данных ТД (далее — ЦБД ТД).
<< [1] ... [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] ... [66] >>
|