П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
При организации данной схемы необходимо обеспечить:
• со стороны оборудования:
- интернет-канал со статическим IP;
- аппаратно-программный комплекс шифрования (АПКПГ) «Континент»;
- систему защиты информации от несанкционированного доступа типа «Аккорд» или «Соболь»;
• со стороны программного обеспечения:
- операционную систему Microsoft Windows XP или более новую (сертифицированную Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее — ФСТЭК));
- антивирусное программное обеспечение (сертифицированное ФСТЭК);
- средство криптографической защиты информации «КриптоПро CSP» версий 3.6 или более новое, включая процедуру получения ЭЦП в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ФТС России (приобретается самостоятельно);
- программное обеспечение, прошедшее сертификацию в Главном научно-информационном вычислительном центре;
- наличие сертификата соответствия требованиям безопасности информации (аттестация на соответствие рабочего места или сегмента локальной сети требованиям безопасности информации) (приказ ФТС России от 24 января 2008 г. № 52);
- подготовку и отправку заявки в ГНИВЦ в соответствии с приказом № 52. По истечении срока рассмотрения заявки в случае положительного решения заключить с ГНИВЦ соглашение на подключение к системе ЭД;
- подготовку и отправку заявки в ГНИВЦ на получение ЭЦП.
Принимая во внимание вышесказанное, становится ясно, что прямая схема является достаточно затратным мероприятием, как финансово, так и по времени (примерно 400 тысяч рублей и от одного месяца согласований и более).
Рассмотрим прямую схему работы.
Специалист по таможенному оформлению подготавливает электронный пакет, состоящий из ТД, ДТС и описи, проставляет свою ЭЦП и отправляет в гнивц, где проверяется право доступа конкретного участника ВЭД к системе ЭД и достоверность его ЭЦП. Затем происходит пересылка пакета документов из ГНИВЦ по таможенной транспортной технологической подсистеме в базу данных регионального таможенного управления, где ТД и другие документы проходят первичный форматный контроль, после чего поступают на таможенный пост, на котором и происходит осуществление таможенных операций.
После начала осуществления таможенных операций от таможни может прийти запрос на дополнительные документы. В ответ необходимо будет подготовить и отправить электронный документ. В случае необходимости проведения досмотра таможня присылает уведомление о досмотре, получение которого надо будет подтвердить. После проведения досмотра декларанту высылается акт досмотра.
Сообщение о завершении таможенных операций (или о переводе на общеустановленный порядок таможенных операций) поступает к участнику ВЭД, проходя обратно по таможенным каналам.
В случае организации схемы взаимодействия через информационного оператора (рис. 27) возникают следующие преимущества:
• нет необходимости закупать дорогостоящее оборудование;
• нет необходимости согласовывать схему подключения;
• нет необходимости держать в штате квалифицированного IT-специалиста;
• нет необходимости проходить процесс сертификации;
• для работы с системой достаточно даже низкоскоростного интернет-канала;
• наличие квалифицированной технической поддержки со стороны оператора по вопросам связи с таможней.
Рис. 27. Схема работы ЭД через информационного оператора
При организации данной схемы необходимо обеспечить:
• со стороны оборудования:
- свободный USB-порт;
- интернет-канал;
- VPN-ключ предоставляется информационным оператором. VPN (Virtual Private Network — виртуальная частная сеть) — логическая сеть, создаваемая поверх другой сети, например Интернет.
Несмотря на то что обмен данными осуществляется по публичным сетям с использованием небезопасных протоколов, за счет шифрования создаются закрытые от посторонних каналы обмена. Например, VPN позволяет объединить несколько офисов организации в единую сеть с использованием для связи между ними неподконтрольных организации каналов.
VPN-key® — представляет собой персональное средство защиты информации, предназначенное для выполнения криптографических преобразований, строгой аутентификации, безопасного хранения ключевой информации и аутентификационных данных (предоставляется информационным оператором);
• USB-токен RuToken — аппаратную реализацию российского стандарта электронной цифровой подписи. RuToken предназначен для аутентификации пользователей при доступе к секретной информации, для безопасного хранения и использования ключей шифрования и ЭЦП, паролей, цифровых сертификатов. Может применяться для решения задач авторизации и разделения доступа в сетях, обеспечения необходимого уровня безопасности при работе с электронной почтой, для безопасного подключения удаленных пользователей. Покупка RuToken относится к дополнительным (необязательным) услугам;
• со стороны программного обеспечения:
- операционную систему Microsoft Windows XP или более новую;
- антивирусное программное обеспечение;
- средство криптографической защиты информации «Крипто-Про CSP» версий 3.0, 3.6 или более новое (приобретается самостоятельно);
- программное обеспечение, прошедшее сертификацию в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТС России.
Фактически информационный оператор устанавливает у себя сервер маршрутизации с лицензированной операционной системой и антивирусным программным обеспечением, аппаратно-программный комплекс шифрования (АПКШ) «Континент», а также обеспечивает выполнение всех требований безопасности вплоть до защиты от несанкционированного доступа в помещение, в котором установлен сервер маршрутизации.
По всем параметрам данная схема является наиболее оптимальной для конечного пользователя. Информационный оператор — организация, которая предоставляет канал передачи информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений в системе ЭД через Интернет. Информационный оператор фактически берет на себя роль связующего звена между участниками ВЭД и таможенными органами, а также может оказывать техническую поддержку по настройке каналов передачи информации, установке и обслуживанию программных продуктов, сертифицированных для работы с системой ЭД.
К разным участникам описанной выше схемы взаимодействия предъявляются разные требования в части их технического оснащения. Участники ВЭД должны получить ЭЦП и установить у себя программное обеспечение для оформления ТД и сопутствующих документов, прошедшее сертификацию в ГНИВЦ.
В 2008 г. ФТС России разработала концепцию переноса таможенных операций в районы, приближенные к таможенной границе РФ. Благодаря электронному декларированию через Интернет участники ВЭД могут оформлять свои грузы на любой пограничной таможне, не тратя деньги на оборудование офисов и перевод специалистов в приграничные районы. Кроме того, система привлекательна для осуществления таможенных операций с некоторыми специфическими грузами, например продукцией морского промысла. При подключении к системе электронного декларирования такую продукцию фактически можно будет оформлять до захода судна в порт, что ведет к упрощению процесса таможенного контроля.
Внедрение данной технологии в процесс таможенного контроля должно создать условия для приведения таможенных процедур в Российской Федерации в соответствие с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
2.4.2. Система управления рисками
В соответствии с опытом применения системы управления рисками (СУР), обобщенным в Киотской конвенции (Стандартные правила 6.3, 6.4, 6.5), для таможенных органов любой страны всегда существует элемент риска при оказании содействия передвижению товаров и физических лиц. Расширение методов контроля для обеспечения соблюдения таможенного законодательства должно осуществляться пропорционально уровню риска, который необходимо определить.
Уровень риска определяется в контексте приоритетов таможенных органов конкретной страны, в соответствии с выбранной стратегией применения мер тарифного и нетарифного регулирования.
От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредоточивая свои ограниченные ресурсы на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. В настоящее время уже разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Проводится работа по автоматизации создания проектов профилей риска, формирования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности.
Концептуальные вопросы развития СУР в ФТС России закреплены в Приказе ФТС от 11.01.2008 г. «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» № 11.
В ТК ТС имеется специальная глава 18 «Система управления рисками», в которой определены следующие термины:
1) анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;
2) выявленный риск — факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;
3) индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
4) потенциальный риск — риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;
5) профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
6) область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
7) оценка риска — систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства Таможенного союза в случае его возникновения;
8) риск — степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза;
9) товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;
10) товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;
11) управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;
12) уровень риска — определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.
<< [1] ... [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] ... [66] >>
|