В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Статья 32 Таможенного кодекса РФ посвящена критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Аналогичная норма содержится в ст. 28 Закона «О таможенном тарифе».
Критерием достаточной переработки товара в данной стране являются:
• правило смены товарной позиции — изменение классификационного кода по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
• правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены (отсюда и само название — ad valorem, т.е. «с цены») поставляемого товара;
• составление перечня производственных или технологических процессов, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
Когда в отношении конкретных товаров или страны особенности определения страны происхождения товаров особо не оговариваются, применяется общее правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех.
Заметим, что при использовании правила смены товарной позиции могут применяться так называемые списки исключений, содержащие перечень производственных или технологических операций, которые хотя и Ведут к изменению товарной позиции, не считаются признаками достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении определенных условий.
При использовании в качестве критерия достаточной переработки правила адвалорной доли стоимостные показатели рассчитываются:
• для импортируемых материалов — по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или при неизвестном происхождении импортированных материалов — по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;
• для конечной продукции из стран СНГ — по цене на условиях «франко-завод» («франко-склад») продавца.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки (п. 3 ст. 32 ТК РФ):
• операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки (регулирование температурного режима, проветривание и т.д.);
• операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка, погрузочно-разгрузочные операции и т.д.);
• простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;
• смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;
• комбинация двух или большего числа вышеназванных операций.
Законодательство допускает установление в отношении конкретных товаров или стран некоторых особенностей применения критерия достаточной переработки. Так, в Правилах определения происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций предусмотрено, что товар считается подвергшимся достаточной переработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если:
• товар подвергся обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого развивающейся страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;
• товар подвергся обработке или переработке в нескольких развивающихся странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого одной из развивающихся стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;
• товар произведен в одной из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в другой, одной или нескольких развивающихся странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.
В первом и втором случаях стоимость товара, происходящего из страны, на которую не распространяется тарифный преференциальный режим, определяется на основании таможенной стоимости этого товара, установленной в стране — производителе экспортируемого товара. Стоимость товара неизвестного происхождения принимается в размере цены, уплаченной за этот товар на территории развивающейся страны — производителя экспортируемого товара.
При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления таких льгот Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.
Так, согласно Правилам определения происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Обшей системы преференций товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
<< [1] ... [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] ... [94] >>
|