ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.) в случае причинения серьезного ущерба (или угрозы его причинения) соответствующим отраслям российской экономики и необходимости применения дополнительных протекционистских мер в отношении отдельных товаров возможно введение специальных защитных мер — антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин (ст. 27).

Специальные пошлины, взимаемые сверх ставок действующего таможенного тарифа, неоднократно применялись по решению Правительства РФ в течение последних лет в отношении таких товаров, как сахар-сырец, патока, карамель, крахмалы картофельный и кукурузный.

Следует иметь в виду, что специальные пошлины могут применяться как ответная мера на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время такие меры введены в отношении отдельных товаров, ввозимых из Венгрии, в связи с количественным ограничением экспорта российских товаров. Зачастую даже намерение ввести специальные пошлины позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с введением иностранными государствами дискриминационных ограничительных мер в отношении России, применение которых приводит к масштабным сокращениям российского экспорта по наиболее важным товарным группам на основных рынках сбыта.

Расширение практики применения сезонных пошлин, например на сельхозтовары с короткими сроками хранения, позволяет избежать причинения возможного ущерба рынкам отдельных товаров.

Международный опыт свидетельствует, что сезонные пошлины нашли очень широкое распространение в большинстве зарубежных стран, активно проводящих сельскохозяйственную политику, связанную с поддержкой национальных производителей.

Пятым приоритетным направлением работы по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности следует назвать установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров.

Необходимо дифференцировать размер ставок ввозных таможенных пошлин в отношении комплектующих для промышленной сборки телевизоров, оргтехники и автомобилей. Комплектующие, используемые для прочих целей, можно облагать ставкой пошлины, используемой для готовых изделий, а в отношении комплектующих для промышленной сборки применять пониженную ставку.

Принятие данных предложений позволит, с одной стороны, в значительной степени снизить количество нарушений таможенных правил, имеющих место при ввозе указанных товаров (сделав такие нарушения экономически нецелесообразными), а с другой — обеспечить благоприятные условия для деятельности существующих и развития новых отечественных предприятий, работающих в этой области.

Предложение о проведении дифференциации ставок на комплектующие в настоящее время реализовано лишь частично. Осуществлена детализация номенклатуры указанных товаров, однако и комплектующие для промышленной сборки, и прочие комплектующие элементы облагаются таможенными пошлинами в одинаковом размере.

Классификация товаров по принципу их целевого использования имеет широкое распространение в международной практике. В таможенном тарифе стран Европейского союза на протяжении длительного времени используется дифференциация ставок ввозных пошлин на комплектующие элементы, предназначенные и не предназначенные для промышленной сборки. При этом комплектующие, используемые в промышленности, оформляются в более льготном режиме — по сниженной ставке таможенной пошлины.

Данный подход выражает государственную политику в отношении стимулирования производства на территории ЕС, позволяя развивать соответствующие отрасли промышленности.

Практическая реализация перечисленных мер позволит сформировать адекватную систему таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО и усилить тарифную защиту отечественных товаропроизводителей в соответствии с международными экономико-правовыми требованиями.

6. Сравнительный анализ структуры и уровня ставок тарифов России и стран ЕС

Для сравнения таможенных тарифов России и стран ЕС рассмотрим, какие виды ставок применяются в Российской Федерации и ЕС Проведя статистический анализ, рассчитаем общее количество ставок, разделив их по видам: адвалорные, специфические, комбинированные и смешанные. Сопоставим отдельные данные для России за 2000—2001 гг. и 2002—2003 гг. (табл. 11.9, 11.10) и для ЕС за 2000—2001 гг. (табл. 11.11).

Таблица 11.9. Общее количество ставок тарифа РФ 2000—2001 гг.

Вид ставки Количество В % от общей суммы
Адвалорные 10 973 98,69
Специфические 74 0,67
Комбинированные 71 0,64
Смешанные

1

Итого 11 118 100
Таблица 11.10. Общее количество ставок тарифа РФ 2002—2003 гг.
Вид ставки Количество В % от общей суммы
Адвалорные 10 398 86,7
Специфические 66 0,6
Комбинированные 1476 12,5
Смешанные 71 0,2
Итого 12 011 100
Таблица 11.11. Общее количество ставок тарифа ЕС 2000—2001 гг.
Вид ставки Количество В % от общей суммы
Адвалорные 8389 81
Специфические 483 5
Комбинированные
Смешанные 1425 14
Итого 10 297 100

<<   [1] ... [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне