В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.) в случае причинения серьезного ущерба (или угрозы его причинения) соответствующим отраслям российской экономики и необходимости применения дополнительных протекционистских мер в отношении отдельных товаров возможно введение специальных защитных мер — антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин (ст. 27).
Специальные пошлины, взимаемые сверх ставок действующего таможенного тарифа, неоднократно применялись по решению Правительства РФ в течение последних лет в отношении таких товаров, как сахар-сырец, патока, карамель, крахмалы картофельный и кукурузный.
Следует иметь в виду, что специальные пошлины могут применяться как ответная мера на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время такие меры введены в отношении отдельных товаров, ввозимых из Венгрии, в связи с количественным ограничением экспорта российских товаров. Зачастую даже намерение ввести специальные пошлины позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с введением иностранными государствами дискриминационных ограничительных мер в отношении России, применение которых приводит к масштабным сокращениям российского экспорта по наиболее важным товарным группам на основных рынках сбыта.
Расширение практики применения сезонных пошлин, например на сельхозтовары с короткими сроками хранения, позволяет избежать причинения возможного ущерба рынкам отдельных товаров.
Международный опыт свидетельствует, что сезонные пошлины нашли очень широкое распространение в большинстве зарубежных стран, активно проводящих сельскохозяйственную политику, связанную с поддержкой национальных производителей.
Пятым приоритетным направлением работы по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности следует назвать установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров.
Необходимо дифференцировать размер ставок ввозных таможенных пошлин в отношении комплектующих для промышленной сборки телевизоров, оргтехники и автомобилей. Комплектующие, используемые для прочих целей, можно облагать ставкой пошлины, используемой для готовых изделий, а в отношении комплектующих для промышленной сборки применять пониженную ставку.
Принятие данных предложений позволит, с одной стороны, в значительной степени снизить количество нарушений таможенных правил, имеющих место при ввозе указанных товаров (сделав такие нарушения экономически нецелесообразными), а с другой — обеспечить благоприятные условия для деятельности существующих и развития новых отечественных предприятий, работающих в этой области.
Предложение о проведении дифференциации ставок на комплектующие в настоящее время реализовано лишь частично. Осуществлена детализация номенклатуры указанных товаров, однако и комплектующие для промышленной сборки, и прочие комплектующие элементы облагаются таможенными пошлинами в одинаковом размере.
Классификация товаров по принципу их целевого использования имеет широкое распространение в международной практике. В таможенном тарифе стран Европейского союза на протяжении длительного времени используется дифференциация ставок ввозных пошлин на комплектующие элементы, предназначенные и не предназначенные для промышленной сборки. При этом комплектующие, используемые в промышленности, оформляются в более льготном режиме — по сниженной ставке таможенной пошлины.
Данный подход выражает государственную политику в отношении стимулирования производства на территории ЕС, позволяя развивать соответствующие отрасли промышленности.
Практическая реализация перечисленных мер позволит сформировать адекватную систему таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО и усилить тарифную защиту отечественных товаропроизводителей в соответствии с международными экономико-правовыми требованиями.
6. Сравнительный анализ структуры и уровня ставок тарифов России и стран ЕС
Для сравнения таможенных тарифов России и стран ЕС рассмотрим, какие виды ставок применяются в Российской Федерации и ЕС Проведя статистический анализ, рассчитаем общее количество ставок, разделив их по видам: адвалорные, специфические, комбинированные и смешанные. Сопоставим отдельные данные для России за 2000—2001 гг. и 2002—2003 гг. (табл. 11.9, 11.10) и для ЕС за 2000—2001 гг. (табл. 11.11).
Таблица 11.9. Общее количество ставок тарифа РФ 2000—2001 гг.
Вид ставки |
Количество |
В % от общей суммы |
Адвалорные |
10 973 |
98,69 |
Специфические |
74 |
0,67 |
Комбинированные |
71 |
0,64 |
Смешанные
1 |
— |
— |
Итого |
11 118 |
100 |
Таблица 11.10. Общее количество ставок тарифа РФ 2002—2003 гг. |
Вид ставки |
Количество |
В % от общей суммы |
Адвалорные |
10 398 |
86,7 |
Специфические |
66 |
0,6 |
Комбинированные |
1476 |
12,5 |
Смешанные |
71 |
0,2 |
Итого |
12 011 |
100 |
Таблица 11.11. Общее количество ставок тарифа ЕС 2000—2001 гг. |
Вид ставки |
Количество |
В % от общей суммы |
Адвалорные |
8389 |
81 |
Специфические |
483 |
5 |
Комбинированные |
— |
— |
Смешанные |
1425 |
14 |
Итого |
10 297 |
100 |
<< [1] ... [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] ... [94] >>
|