ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

Сравнительную оценку структуры тарифов России и стран ЕС можно провести по рис. 11.5, где представлено распределение адвалорных, специфических и смешанных ставок.

Из данных табл. 11.9, 11.10 мы видим, насколько значимые изменения произошли в структуре тарифа России в 2002—2003 гг. по сравнению с 2000—2001 гг.

Во-первых, в тарифе 2000—2001 гг. нет смешанных ставок, а в тарифе 2002—2003 гг. они составляют 0,2%, что говорит о начале перехода к более унифицированному таможенному тарифу. Такой переход обусловлен предпринимаемыми Правительством РФ мерами по внесению изменений в действующие нормативные документы, связанные с регулированием внешнеэкономической деятельности в связи с предполагаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Во-вторых, произошло увеличение количества комбинированных ставок почти в 20 раз. Если ранее комбинированные ставки составляли 0,64% общего числа ставок, то в настоящее время они составляют 12,5%. Если же мы обратимся к тарифу ЕС (табл. 11.11), то увидим, что комбинированные ставки вообще отсутствуют, только в разделе VI «Продукция химической и связанной с ней отраслей промышленности», где в группах «Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты» и «Прочие химические продукты» применяются смешанные ставки 11,3% + 13,45 евро /100 кг нетто (max 11,5%) и 8,48% + 23,1 евро/100 кг нетто (max 12,8%) соответственно, т.е. в данных группах вышеуказанные смешанные ставки ограничиваются максимальным значением, выраженным в %-тах, т.е. адвалорной ставкой, что не характерно для товарных позиций стран ЕС и вообще не применяется в российском тарифе.

Вопрос разработки методологии по сравнению тарифов является весьма актуальным. Структурные различия очевидны и соответственно возникает вопрос о том, что можно, необходимо и верно взять за основу для сравнения. На этот вопрос невозможно ответигь однозначно, так как, во-первых, необходимо определить статистические параметры, которые будут для этого использованы, а во-вторых, для анализа необходимо использовать товарные экспортно-импортные потоки.

7. Эволюция и эффективность российского таможенного тарифа

Как отмечалось выше, в настоящее время эволюция российского таможенного тарифа заключается в том, что происходит снижение среднего уровня ставок тарифа. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1 %, то в 2002 г. это значение уменьшилось до 12% (табл. 11.12). Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны.

Таблица 11.12. Динамика стоимости экспортных и импортных операций. Эффективность экспортного и импортного тарифа России

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
1. Вывозная пошлина (экспорт), млн руб. _ _ 31,253 166,486 224,8 194,7 294,8 655,6

2. Ввозная пошлина (импорт), млн руб.

30,166 30,363 61,758 63,150 104,0 128,7 158,0 204,0
3. Стоимость экспортных операций, млрд. долл.68,4 57,6 61,1 89,3 86,2 90,2 126,2 181,5
4. Стоимость импортных операций, млрд. долл. 38,8 32,3 21,8 22,3 30,1 35,8 52,5 75,6
5. Среднее фактическое обложение импорта 13% 13% 11% 9% 12% 12% 10% 10%
6. Среднее фактическое обложение экспорта 3% 6% 9% 7% 8% 3%

При оценке данных о снижении среднего уровня таможенного обложения нужно иметь в виду, что этот показатель рассчитывается по ставкам таможенного тарифа и отражает скорее движение ставок, указанных в таможенном тарифе, чем ставок пошлин, применяемых на практике.

Пример. Если адвалорная ставка пошлины на мебель — 30%, детали — 10%, аксессуары для мебели — 50%, то средняя адвалорная ставка составит 30%. Снижение пошлин на аксессуары с 50% до 20% снизит среднюю адвалорную ставку пошлины до 20%. Однако если аксессуары данная страна не импортирует, то снижение среднеарифметической ставки пошлины не измени* реальный характер протекционистской защиты страны.

В связи в этим представляет интерес выяснение следующего вопроса: в какой мере действительно произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, и насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны. Другими словами, не происходило ли снижение среднего уровня пошлин за счет сокращения ставок, потерявших свое значение, или ставок пошлин на товары, которые в силу различных причин перестали импортироваться? Для ответа на поставленный вопрос посмотрим, как изменилось среднее фактическое обложение импорта, представляющее собой отношение суммы собранных таможенных пошлин к стоимости всего импорта или к стоимости импорта, облагаемого пошлинами.

Из данных таблицы следует, что среднее фактическое обложение импортных товаров в 2002 г. было равно 12%, а затем снизилось до 10%. Это означает, что каждый товар (учитывающийся статистикой внешней торговли ФТС) при прохождении таможенной границы в 2002 г. облагался таможенной пошлиной 12%. Сопоставляя это значение со средненоминальным значением тарифа России в 2002 г. (см. табл. 11.6), видим, что они совпадают. Таким образом, с одной стороны, среднеарифметическое значение тарифа уменьшилось с 14 до 12%, а с другой — среднее фактическое обложение импорта осталось на прежнем уровне (12%). Следовательно, снижение среднего уровня пошлин произошло за счет сокращения ставок тарифа, потерявших свое торге во-политическое значение, и это снижение не затронуло систему тарифного протекционизма страны. Однако в последующие годы среднее фактическое обложение импорта снизилось до 10%.

<<   [1] ... [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне