В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Сравнительную оценку структуры тарифов России и стран ЕС можно провести по рис. 11.5, где представлено распределение адвалорных, специфических и смешанных ставок.
Рис. 11.5. Сравнительная таблица ставок тарифа РФ и ЕС за 2000—2001 гг.
Из данных табл. 11.9, 11.10 мы видим, насколько значимые изменения произошли в структуре тарифа России в 2002—2003 гг. по сравнению с 2000—2001 гг.
Во-первых, в тарифе 2000—2001 гг. нет смешанных ставок, а в тарифе 2002—2003 гг. они составляют 0,2%, что говорит о начале перехода к более унифицированному таможенному тарифу. Такой переход обусловлен предпринимаемыми Правительством РФ мерами по внесению изменений в действующие нормативные документы, связанные с регулированием внешнеэкономической деятельности в связи с предполагаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Во-вторых, произошло увеличение количества комбинированных ставок почти в 20 раз. Если ранее комбинированные ставки составляли 0,64% общего числа ставок, то в настоящее время они составляют 12,5%. Если же мы обратимся к тарифу ЕС (табл. 11.11), то увидим, что комбинированные ставки вообще отсутствуют, только в разделе VI «Продукция химической и связанной с ней отраслей промышленности», где в группах «Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты» и «Прочие химические продукты» применяются смешанные ставки 11,3% + 13,45 евро /100 кг нетто (max 11,5%) и 8,48% + 23,1 евро/100 кг нетто (max 12,8%) соответственно, т.е. в данных группах вышеуказанные смешанные ставки ограничиваются максимальным значением, выраженным в %-тах, т.е. адвалорной ставкой, что не характерно для товарных позиций стран ЕС и вообще не применяется в российском тарифе.
Вопрос разработки методологии по сравнению тарифов является весьма актуальным. Структурные различия очевидны и соответственно возникает вопрос о том, что можно, необходимо и верно взять за основу для сравнения. На этот вопрос невозможно ответигь однозначно, так как, во-первых, необходимо определить статистические параметры, которые будут для этого использованы, а во-вторых, для анализа необходимо использовать товарные экспортно-импортные потоки.
7. Эволюция и эффективность российского таможенного тарифа
Как отмечалось выше, в настоящее время эволюция российского таможенного тарифа заключается в том, что происходит снижение среднего уровня ставок тарифа. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1 %, то в 2002 г. это значение уменьшилось до 12% (табл. 11.12). Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны.
Таблица 11.12. Динамика стоимости экспортных и импортных операций. Эффективность экспортного и импортного тарифа России
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1. Вывозная пошлина (экспорт), млн руб. |
_ |
_ |
31,253 |
166,486 |
224,8 |
194,7 |
294,8 |
655,6 |
2. Ввозная пошлина (импорт), млн руб. |
30,166 |
30,363 |
61,758 |
63,150 |
104,0 |
128,7 |
158,0 |
204,0 |
3. Стоимость экспортных операций, млрд. долл. | 68,4 |
57,6 |
61,1 |
89,3 |
86,2 |
90,2 |
126,2 |
181,5 |
4. Стоимость импортных операций, млрд. долл. |
38,8 |
32,3 |
21,8 |
22,3 |
30,1 |
35,8 |
52,5 |
75,6 |
5. Среднее фактическое обложение импорта |
13% |
13% |
11% |
9% |
12% |
12% |
10% |
10% |
6. Среднее фактическое обложение экспорта |
— |
— |
3% |
6% |
9% |
7% |
8% |
3% |
При оценке данных о снижении среднего уровня таможенного обложения нужно иметь в виду, что этот показатель рассчитывается по ставкам таможенного тарифа и отражает скорее движение ставок, указанных в таможенном тарифе, чем ставок пошлин, применяемых на практике.
Пример. Если адвалорная ставка пошлины на мебель — 30%, детали — 10%, аксессуары для мебели — 50%, то средняя адвалорная ставка составит 30%. Снижение пошлин на аксессуары с 50% до 20% снизит среднюю адвалорную ставку пошлины до 20%. Однако если аксессуары данная страна не импортирует, то снижение среднеарифметической ставки пошлины не измени* реальный характер протекционистской защиты страны.
В связи в этим представляет интерес выяснение следующего вопроса: в какой мере действительно произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, и насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны. Другими словами, не происходило ли снижение среднего уровня пошлин за счет сокращения ставок, потерявших свое значение, или ставок пошлин на товары, которые в силу различных причин перестали импортироваться? Для ответа на поставленный вопрос посмотрим, как изменилось среднее фактическое обложение импорта, представляющее собой отношение суммы собранных таможенных пошлин к стоимости всего импорта или к стоимости импорта, облагаемого пошлинами.
Из данных таблицы следует, что среднее фактическое обложение импортных товаров в 2002 г. было равно 12%, а затем снизилось до 10%. Это означает, что каждый товар (учитывающийся статистикой внешней торговли ФТС) при прохождении таможенной границы в 2002 г. облагался таможенной пошлиной 12%. Сопоставляя это значение со средненоминальным значением тарифа России в 2002 г. (см. табл. 11.6), видим, что они совпадают. Таким образом, с одной стороны, среднеарифметическое значение тарифа уменьшилось с 14 до 12%, а с другой — среднее фактическое обложение импорта осталось на прежнем уровне (12%). Следовательно, снижение среднего уровня пошлин произошло за счет сокращения ставок тарифа, потерявших свое торге во-политическое значение, и это снижение не затронуло систему тарифного протекционизма страны. Однако в последующие годы среднее фактическое обложение импорта снизилось до 10%.
<< [1] ... [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] ... [94] >>
|