В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Рост международной торговли вызвал необходимость создания унифицированной методологии определения таможенной стоимости товара и технических норм, регулирующих таможенные формальности. Первые попытки регламентирования правил определения таможенной стоимости проявились в тексте ст. 7 Соглашения ГАТТ во второй половине 40-х гг.
В этой статье говорилось, что таможенная стоимость товара основывается на его «фактической стоимости» и не должна определяться на базе произвольных или фиктивных оценок, а также на базе стоимости товара отечественного происхождения. В дальнейшем был сделан второй шаг в вопросе создания унифицированной методологии оценки товаров в таможенных целях.
В декабре 1950 г. в Брюсселе была подписана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров. Эта Конвенция получила название «Брюссельской» и определяла таможенную стоимость товара как «нормальную цену товара, по которой он может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации». Брюссельская конвенция рассматривает таможенную стоимость как цену СИФ в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения и включает следующее важное условие: «нормальная цена — это цена, складывающаяся на открытом рынке, между независимыми друг от друга продавцом и покупателем».
Конвенция о таможенной стоимости, по существу, унифицировала технические стороны определения таможенной стоимости. Однако США и Канада не подписали Конвенцию и не применяют ее положения в своей таможенной практике.
В дальнейшем методология определения таможенной стоимости развивалась за счет включения в нее сферы услуг, а именно дополнительного учета расходов по транспортировке и страхованию при таможенной оценке товара. Более того, в ст. 3 Брюссельской конвенции говорится о том, что в «нормальную цену» товара должны быть включены расходы, связанные с покупкой патентов и торговых марок. Таможенное законодательство некоторых стран дополнительно включает в «нормальную цену» и расходы, связанные с рекламой товаров. Таким образом, действие таможенного законодательства распространяется на операции в сфере услуг — это позволяет расширять регулирующие функции пошлин.
Таким образом, в настоящее время сложились две международные системы определения таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15декабря 1950г., вступила в силу 28 июля 1953 г.), вторая регламентирована Соглашением о порядке применения ст. VII ГАТТ 1979 г. (иначе именуемое Кодексом по определению таможенной стоимости). Статья 15 (§ 1а) Соглашения определяет таможенную стоимость импортируемых товаров как «стоимость в целях обложения товаров адвалорными пошлинами».
В основе обеих систем лежит ст. VII ГАТТ, что говорит об отсутствии существенных расхождений между ними. Различия проявляются на уровне определений и понятийного аппарата.
В соответствии с Брюссельской конвенцией основа для определения стоимости — «нормальная» цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что «нормальная» цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения.
Принцип таможенной оценки, положенный в основу Соглашения, заключается в использовании так называемой цены сделки. Цена сделки — основной метод таможенной оценки — этр цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за импортируемый товар. В эту цену может включаться целый ряд дополнительных расходов покупателя: комиссионные и брокерские расходы, расходы на лицензирование, стоимость упаковки и маркировки товара, стоимость контейнеров и т.п. Условия, которым должна отвечать цена сделки, достаточно регламентированы в Соглашении. Однако Соглашение оставляет открытым для каждой страны вопрос о том, включать ли стоимость фрахта и страхования в таможенную стоимость товара.
Таможенные администрации могут не признавать стоимость сделки, если у них есть серьезные основания сомневаться в достоверности ее цены. Таможенные администрации и импортер в этом случае должны проводить консультации, в ходе которых импортер может доказать справедливость указанной им цены.
Таможенные администрации, если они не удовлетворены объяснениями импортера, обязаны предоставить ему письменное заключение о причинах непринятия декларированной цены сделки в качестве базы для начисления пошлин.
Согласно Кодексу о таможенной стоимости в дальнейшем таможенные администрации последовательно используют (при консультации с импортером) пять методов определения таможенной стоимости:
1) таможенная стоимость идентичных товаров, уже прошедших таможенную очистку примерно в то же время. Товары считаются идентичными, если они во всех отношениях идентичны, включая качество, физические характеристики и репутацию;
2) таможенная стоимость подобных товаров, также прошедших таможенную очистку примерно в то же время. Товары считаются подобными, если они близко соответствуют оцениваемым товарам по материалу, компонентам, характеристикам, могут выполнять те же функции и в коммерческом плане взаимозаменяемы. Для того чтобы считаться идентичными и подобными, товары должны быть произведены в той же стране и тем же производителем, что и оцениваемый товар;
3) таможенная стоимость, определенная на основе единичной стоимости, по которой идентичные или подобные товары продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно или почти одновременно с импортом товаров, подлежащих оценке. При этом из подобной цены должны быть исключены: прибыль, таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы, страховые сборы и другие расходы, с которыми связана продажа на внутреннем рынке;
4) расчетная стоимость, определяемая как сумма издержек производства товаров, являющихся предметы оценки, с добавлением прибыли и общих расходов, которые обычно включаются в стоимость товаров в стране экспорта их производителем;
5) если таможенная стоимость не может быть определена любым из названных выше методов, она может быть определена гибким и разумным использованием любых из названных выше методов на основе данных, имеющихся в стране импорта, при условии, что используемые критерии совместимы с положениями Соглашения 1979 г. и ст. VII ГАТТ.
<< [1] ... [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] ... [94] >>
|