В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление, имеет право подвергнуть сомнению безупречность самого сертификата или содержащихся в нем сведений. В этом случае согласно п. 5 ст. 36 ТК РФ он обращается к органам и учреждениям, выдавшим сертификат, или к компетентным органам страны, указанной в качестве страны происхождения товаров, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Моментом окончательного определения страны происхождения товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, считается представление таможенному органу сертификата о происхождении, оформленного надлежащим образом, или запрошенных сведений.
Как правило, в международной практике сертификаты происхождения выдаются неправительственными организациями и учреждениями. В России правом удостоверять сертификаты о происхождении товаров наделены: торгово-промышленные палаты — негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей (ст. 12 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Однако из этого общего правила есть исключения. Так, например, сертификаты о происхождении в Казахстане выдаются Госстандартом Республики Казахстан (телетайпограмма ГТК России от 1 декабря 1998 г. № АТ-1019), в Узбекистане на автомобили — Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан (письмо ГТК России от 11 сентября 1997 г. № 07-10/17561).
В соответствии с п. 2 ст. 36 Таможенного кодекса РФ при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении выдается, если:
• он необходим по условиям внешнеторгового контракта; по национальным правилам страны ввоза товаров;
• его наличие предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Сертификат может быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ.
Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи.
В ст. 38 Таможенного кодекса РФ регламентируются отдельные ситуации, возникающие в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих страну происхождения товаров:
1) у декларанта не оказывается на момент декларирования документов, подтверждающих страну происхождения товаров, которые обязательно представляются таможенному органу для получения тарифных преференций. Речь идет о сертификатах о происхождении товара по форме «А» и по форме «СТ-1».
При отсутствии сертификата установленной формы декларант представляет иные документы, в которых заявляется страна происхождения товаров и которые не вызывают подозрений у таможенного органа. В подобной ситуации таможенная пошлина будет уплачиваться по базовой ставке, т.е. по ставке, применяемой к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ. Однако если в течение одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом страна происхождения товаров будет надлежащим образом подтверждена (представлены сертификаты по форме «А» и «СТ-1»), возможно восстановление преференциального режима: таможенная пошлина будет пересчитана по преференциальным ставкам, а переплаченные суммы — возвращены в порядке, предусмотренном в ст. 356 ТК РФ.
Если же таможенным органом обнаружены признаки того, что декларируемые товары происходят из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, при расчете таможенной пошлины будут применены генеральные (максимальные) ставки, т.е. базовые ставки, увеличенные вдвое, либо потребуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, рассчитанных по максимальным ставкам;
2) таможенный орган обнаруживает признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз из которой установлены определенные ограничения (квоты, лицензии и т.п.).
В этом случае выпуск товаров может быть осуществлен, если декларант представит документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, или обеспечит уплату антидемпинговой либо компенсационной пошлины;
3) таможенный орган обнаруживает признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может быть страна, товары которой запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В этом (и только в этом) случае таможенный орган не осуществляет выпуск товаров.
Вопросы для самопроверки
1. Какие вы знаете функции таможенного тарифа?
2. Назовите виды таможенных пошлин и приведите их классификацию.
3. Приведите примеры «тарифной эскалации».
4. Перечислите основные направления развития таможенного тарифа.
5. Сравните уровень ставок тарифа России и стран ЕС.
6. В отношении каких товаров предоставляются тарифные преференции?
7. Какие критерии существуют для определения страны происхождения товара?
Глава 12. Таможенная стоимость товаров и методы ее определения
1. Брюссельская конвенция оценки стоимости товара и Кодекс таможенной стоимости
Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера уплаты пошлины представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.
Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может значительно отличаться. В практике одних государств распространена система взимания пошлин с цены СИФ, что увеличивает платежи на 5—10%. В ряде других стран возможно исчисление пошлин как с цены, указанной экспортером товара в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке. Во многих случаях экспортер товара заранее не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет к нему применяться, и, таким образом, невозможно определить конечную цену товара. Методология таможенной оценки товара квалифицируется во многих документах ЮНКТАД и ВТО как дополнительный протекционистский барьер.
<< [1] ... [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] ... [94] >>
|