В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. На сегодняшний день действует семь контрольных списков, на основании которых осуществляется экспортный контроль. Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов. С 2004 г. уполномоченным органом в части выдачи лицензий на перемещение продукции военного назначения является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, в отношении лицензий на перемещение экспортоконтролируемой продукции — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Указанные службы находятся в ведении Минобороны России.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» разделяет методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на:
• таможенно-тарифные;
• нетарифные;
• запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
• меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Закон определяет нетарифное регулирование как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара осуществляется Правительством РФ путем принятия решения о введении квоты.
Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в ряде случаев (ст. 24 Закона) является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти.
Законом предусмотрено и предоставление исключительного права па экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26).
Кроме вышеперечисленных мер государственного регулирования 5акон предусматривает меры, не носящие экономический характер, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, если эти меры (ст. 32):
1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
4) применяются для защиты культурных ценностей;
5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
6) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
7) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;
8) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
9) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:
а) применения таможенного законодательства Российской Федерации;
б) представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;
в) охраны окружающей среды;
г) обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;
д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;
е) защиты интеллектуальной собственности.
К мерам, содействующим развитию внешней торговли, относятся (ст. 46):
• кредитование участников внешнеторговой деятельности;
• функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
• организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
• проведение компаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.
Интерес представляют особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. К ним относятся (гл. 8):
• запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
• ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;
3) ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях, связанных с мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации.
Закон предусматривает особые режимы осуществления внешне-торговой деятельности, такие как:
• приграничная торговля;
• свободные экономические зоны.
Таким образом, формально определяя нетарифные меры как количественные ограничения, запреты и ограничения экономического характера (квотирование, лицензирование, защитные меры, антидемпинговые, компенсационные), Закон:
• позволяет использовать запреты и ограничения внешней торговли, не носящие экономический характер;
• предусматривает предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных товаров;
• выделяет особые виды запретов и ограничений внешней торговли товаров;
• дает возможность использовать особые режимы осуществления внешней торговли и т.п.
Из приведенного анализа следует, что фактически оказывается охваченным большой перечень экономических и административных инструментов регулирования ВЭД.
5. Технические барьеры НТО
К третьей категории НТО следует отнести технические меры, требования которых обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.
<< [1] ... [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] ... [94] >>
|