ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

4-я категория — контроль над ценами (системы минимальных цен, антидемпинговое компенсационное расследование, надзор за ценами);

5-я категория — прочие меры (технические требования: санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке, меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом: субсидирование товаров, рабочей силы, капитала, налоговые льготы; дополнительные таможенные формальности, импортные депозиты и др.).

В настоящее время ЮНКТАД классифицирует нетарифные ограничения внешней торговли по категориям:

1) паратарифные;
2) меры контроля над ценами;
3) финансовые;
4) меры автоматического лицензирования;
5) меры количественного контроля;
6) монополистические меры;
7) технические меры.

2. Классификация НТО внешнеторговой деятельности

Наблюдая активизацию применения государственного регулирования в мировой торговле, нетрудно предположить, что перед учеными-экономистами открывается широкое, представляющее интерес для исследований направление. Для России, формирующей новую внешнеторговую политику, научные поиски, направленные на защиту внутреннего рынка, актуальны вдвойне.

При рассмотрении элементов мер нетарифных ограничений возьмем за основу следующее определение.

Меры нетарифного регулирования — это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами (рис. 9.2).

Такая формулировка достаточно полно отражает характер и задачи нетарифных мер. Исходя из данного определения, составим схему и классифицируем каждый метод применения мер нетарифного регулирования.

Диапазон воздействия на внешнюю торговлю нетарифных мер очень широк. В каждой группе есть «крайние меры», фактически блокирующие осуществление нежелательных коммерческих операций или, наоборот, меры, направленные на усиление контроля за этими операциями, почти не влияющие на объем торговли. Однако подавляющее большинство нетарифных барьеров занимает промежуточное положение: удерживает торговые операции в необходимом объеме, частично ограничивает торговые операции с радом товаров или стран.

Роль нетарифных барьеров в регулировании внешнеторговых операций имеет тенденцию к повышению в отличие от роли таможенных тарифов. Это связано с тем, что ставки пошлин в тарифах подавляющего большинства стран на протяжении последних десятилетий постоянно снижаются и частично отменяются. Между тем нетарифные меры, за редким исключением, находят все большее применение в практике внешнеэкономической деятельности.

3. Экономическая категория НТО

Экономическая категория мер нетарифного регулирования включает контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые, защитные меры и дополнительные таможенные обложения (рис. 9.3). Категория контроля таможенной стоимости по применению минимальных и максимальных цен при перемещении товаров через таможенную границу приобрела новое значение после перевода российской экономики на рыночные отношения.

тивные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами (рис. 9.2).

Развитие этого направления деятельности фактически началось с разработки Закона РФ «О таможенном тарифе», введенного в действие с 1 июля 1993 г. Данный Закон заложил правовые основы применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в Соглашении по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — Кодекса таможенной стоимости.

Формирование российских законодательных норм таможенной стоимости на основе международных принципов, являясь важным условием для обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, положило начало качественно новому этапу в развитии национального таможенного законодательства.

В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

Во всех странах мира, в том числе в России, валютный рынок находится под регулирующим воздействием со стороны государства. В России действует Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; кроме того, отдельные вопросы валютного регулирования и валютного контроля отражены в ряде других нормативных актов, указах Президента РФ, инструкциях и положениях Центрального банка РФ и Федеральной таможенной службы России.

Наряду с мерами государственного регулирования цен применяются методы валютного контроля, которые дополняют традиционные средства таможенного регулирования. Здесь наблюдается взаимосвязь системы валютного контроля и государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основная цель валютной политики направлена на поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение конвертируемости валюты, повышение ее престижа на мировом рынке. Падение курса национальной валюты приводит к увеличению национального экспорта, ибо в этом случае валютная выручка экспортеров увеличивается в объеме. Рост курса национальной валюты выгоден импортерам, поскольку издержки на покупку импортных товаров соответственно уменьшаются. Стержневым моментом системы регулирования валютных операций при экспорте товаров является требование обязательной продажи части валютной выручки государству.

<<   [1] ... [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне