В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Что касается экспорта, то применение административных инструментов, как и в случае с применением экономических, достаточно ограничено и связано с развитием отечественной промышленности и сырьевым экспортом, характерным для России.
В период резкого ухудшения состояния экономики, инфляции и различий между внутренними и мировыми ценами государство в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов поставлено перед необходимостью, в первую очередь, прибегать к административным инструментам, которые ограничивают импорт и экспорт, минуя механизмы спроса и предложения.
При использовании административных ограничений импорт особенно важно предусмотреть разработку системы мер, не только контролирующих, но и стимулирующих процесс достижения поставленной цел и, а также своевременного устранения негативных явлений в экономике и социальной сфере, вероятность которых в данном случае объективно выше, чем при разумном применении экономических инструментов. В противном случае административные меры могут стать препятствием и для структурных преобразований, и для интеграции в мировое хозяйство, т.е. для того, что обеспечивает экономический прогресс (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Классификация административных мер нетарифного регулирования ВЭД
Из предложенной классификации мер нетарифного регулирования видно, что составной частью нетарифных ограничений является административный метод, к которому следует отнести запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, а также экспортный контроль.
Эмбарго — наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных согласований и решений, как правило, и рамкам ООН.
Запреты можно разделить на две формы — открытые и завуалированные. В Российской Федерации в целях защиты отечественных производителей временно был установлен запрет на ввоз (кроме транзита) этилового спирта на территорию России сроком до 1 января 2002 г. 1ще одним примером прямого запрета может служить запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видео материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, введенный Указом Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма».
Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся и целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.
Лицензирование — это метод государственного регулирования экспортно-импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом. Лицензирование как одна из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и правовыми актами. Федеральный орган исполнительной власти, определяемый правительством, формирует и ведет федеральный банк данных выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.
Единый механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в России был введен постановлением Правительства РФ от 6 ноябри 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 январи 1993 г. на территории России был установлен порядок лицензировании экспорта и импорта товаров. Выдача лицензий, как это и принято в мировой практике, сконцентрирована в одном правительственном органе — Министерстве экономического развития и торговли РФ.
Лицензирование можно разделить на два вида — автоматическое и неавтоматическое.
Автоматическое лицензирование в российской практике появилось в 1998 г. Процесс получения автоматической лицензии упрощается тем, что импортер (экспортер), подавая заявку на лицензию, автоматически получает ее без дополнительных разрешений и согласований.
Неавтоматическое лицензирование подразумевает получение лицензий на экспорт (импорт) при соблюдении дополнительных требований (например, получение согласования на ввоз/вывоз товаров и контролирующем органе (министерстве). Если товар подлежит квотированию, необходимо при получении лицензии представить в Министерство экономического развития и торговли РФ документы, подтверждающие выделение квот.
Квотирование — это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей.
Следующая категория административных мер регулирования — экспортный контроль. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» он представляет собой комплекс мер, обеспечивающий реализацию установленного порядки ! осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Товары, подлежащие экспортному контролю, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации при предъявлении лицензии.
<< [1] ... [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] ... [94] >>
|