О.В. Молчанова, М.В. Коган. «Таможенное дело»
2) принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур;
3) максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий;
4) совершенствование методов таможенного контроля, проведение его на основе управления рисками;
5) использование предварительных форм декларирования;
6) использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур;
7) всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб;
8) установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД.
Целью Киотской конвенции является упрощение и унификация таможенных формальностей, предшествующих таможенному оформлению товаров и транспортных средств, т.е. соблюдаемых до момента представления таможенной декларации, и процедур таможенного оформления. Для этого установлены стандартные правила для участников ВЭД и таможенной службы. Условия и порядок применения таможенных правил и процедур, установленных Киотской конвенцией, определяются национальным законодательством и должны быть предельно простыми.
Особого внимания для российских участников ВЭД заслуживают стандартные правила, касающиеся таможенного оформления, включающего следующие операции: представление таможенной декларации и прилагаемых к ней документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне для досмотра, начисление й уплату таможенных пошлин, сборов и выпуск товаров с таможни. Рассмотрим основные из них.
Таможенные власти при пересечении границы могут требовать только документы, которые необходимы для идентификации транспорта и груза, т.е. транспортные и товаросопроводительные, не ставя обязательного условия перевода их на свой язык. Декларирование грузов означает предъявление таможенного документа и является обязательной процедурой оформления. Предъявителем таможенной декларации — декларантом — может быть любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, которым может быть владелец товара, транспортный агент, таможенный брокер и другие лица, круг которых определен национальным законодательством. Содержание таможенной декларации определяется таможенной службой. Письменная форма таможенной декларации должна соответствовать типовой форме ООН. В соответствии с Киотской конвенцией обязательными сведениями таможенной декларации являются: о декларанте, импортере (экспортере), консигнаторе, виде транспорта, о характеристике товара (страна происхождения и назначения, число мест груза, его маркировка и вес), тарифной позиции товара (код в товарной номенклатуре таможенного тарифа), таможенной стоимости и ставке пошлины, а также перечень прилагаемых документов. Одной из процедур таможенного оформления является принятие таможенной декларации. Согласно Киотской конвенции основанием для признания достоверности декларации служат данные проверки. Предельный лимит времени на такую проверку определен в 24 часа. После принятия декларации процесс таможенного оформления может закончиться выпуском товара таможней, дополнительной проверкой декларации с привлечением других документов или таможенным досмотром.
Структурно новая редакция Киотской конвенции состоит из 3 частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и десяти специальных приложений. Помимо этого, Конвенция включает в себя документы, которые не являются ее неотъемлемой частью (приложения 4 и 5). Имеется также Протокол об изменении Киотской конвенции, регулирующий процедуру присоединения к обновленной Конвенции.
Основной текст содержит преамбулу, определения общих терминов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к конвенции и выхода из нее, органов управления, условий применения Конвенции и ряд других общих положений.
Специальные приложения конкретизируют принципы применения различных таможенных правил и процедур. Они содержат стандартные и рекомендуемые правила по отдельным таможенным режимам и сферам деятельности таможенных служб.
Основное отличие новой редакции Киотской конвенции от прежней состоит в том, что обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие как минимум всех положений ее Генерального приложения и внедрение так называемых «стандартных правил». При этом присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав.
Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны ввести стандартные правила (3 года), стандартные правила с переходным сроком (5 лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков).
Следует отметить, что Киотская конвенция оставляет возможность для применения национального таможенного законодательства, исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на законодательство.
Участником Киотской конвенции может стать любой член Всемирной таможенной организации и Организации Объединенных Наций или ее специализированных учреждений, подписав Конвенцию без оговорки о ратификации, подав документы о ратификации после ее подписания, если ратификация необходима, или же присоединившись к ней.
Россия пока не присоединилась к Киотской конвенции. Однако действующий Таможенный кодекс РФ разработан в соответствии с международными стандартами, заложенными в новой редакции Киотской конвенции в 1999 г. К числу норм и правил, призванных содействовать развитию внешней торговли, предусмотренных ТК РФ и основанных на международных стандартах, заложенных в новой редакции Киотской конвенции, относятся: упрощение таможенных процедур, широкое использование информационных технологий, партнерский подход в отношениях между таможней и торговым сообществом. С точки зрения упрощения таможенных процедур в ТК РФ заложены предварительное декларирование, когда импортер по желанию может до ввоза товаров, до предоставления товара таможне пройти эту процедуру документального контроля, и возможность выпуска товаров до завершения процедуры таможенного оформления с учетом условной предварительной оценки при условии представления впоследствии таможне документов бухгалтерского учета для уточнения вопросов, связанных с таможенной стоимостью. Кроме того, следует отметить, что заложенная в ТК РФ новая концепция таможенного контроля — анализ и управление рисками — один из базовых принципов обновленной редакции Киотской конвенции, на основе которого выстраивают систему таможенного контроля все таможенные администрации развитых стран мира.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КНИЖКИ МДП (КОНВЕНЦИЯ МДП) 1975 г. С ПОПРАВКАМИ 1997 г.
<< [1] ... [15] [16] [17] [18] [19][ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] ... [81] >>
|