О.В. Молчанова, М.В. Коган. «Таможенное дело»
Рассмотрим принцип пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами.
Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением являются правомочиями собственника. Пользование представляет собой основанную на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; распоряжение — возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.
Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Существует два этапа режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами — до и после выпуска товаров и транспортных средств.
Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с избранным таможенным режимом.
До выпуска товаров и транспортных средств никто не имеет права пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Как только товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем, пользование и распоряжение ими допускаются только в порядке или на условиях, предусмотренных ТК РФ. Таким образом, таможенные органы получают возможность гарантировать сохранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и тем самым обеспечивать соблюдение таможенного законодательства.
После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом. Возможность пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществления этих правомочий определяются правовой регламентацией таможенного режима, под который они помещены, т.е. условиями, ограничениями и требованиями таможенного режима.
Например, товары, заявленные к таможенному режиму выпуска для внутреннего потребления, после уплаты таможенных платежей и соблюдения всех установленных ограничений приобретают статус находящихся в свободном обращении. Свободное обращение предполагает оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.
Товары, помещенные, допустим, под таможенный режим таможенного склада, как это следует из содержания режима, хранятся под таможенным контролем. Из этого следует, что участники ВЭД вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и изменения наложенных средств идентификации.
Иные же операции (взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, а также операции, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств) могут совершаться только с разрешения таможенного органа. При этом таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты
1. Таможенный кодекс РФ 2003 (принят Государственной Думой 25.04.2003 г.; одобрен Советом Федерации 14.05.2003 г.). М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 269 с.
2. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1.
3. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №. 164-ФЗ.
Рекомендуемая литература
1. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003. — 427 с.
2. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 184 с.
3. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.А. Вайпана. М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. — 416 с.
4. Закон РФ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О таможенном тарифе» от 21 июля 2005 г. № 112-ФЗ.
5. Закон РФ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 июля 2005 г. № 112-ФЗ.
6. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор Пресс, 2003. — 304 с.
7. Халипов C.B. Таможенное право. М.: ИКД «Зер-цало-М», 2004. — 344 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенная политика»?
2. Что понимается под таможенным регулированием?
3. Каковы элементы таможенного дела?
4. Какие цели преследует таможенное дело?
5. Что включает в себя таможенное законодательство России?
6. Каковы главные характерные черты Таможенного кодекса РФ 2003 г.?
7. Что устанавливает Закон РФ «О таможенном тарифе»?
8. Какая территория может быть названа таможенной?
9. В чем отличие таможенной границы от государственной границы?
10. В каком случае транспортные средства в общепринятом понимании этого понятия не являются таковыми в соответствии с таможенным законодательством?
11. Что понимается под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств?
12. Каковы основные цели таможенной политики России и кем эти цели определяются?
13. В чем основная цель протекционистской таможенной политики любого государства и чем такая политика характеризуется?
14. Какое место в системе государственных органов РФ занимают таможенные органы?
15. Дайте определение таможенного органа, перечислите звенья системы таможенных органов РФ.
16. Какими общими признаками характеризуется товар, рассматриваемый в таможенных целях?
17. Какие факторы придают товару статус российского?
<< [1] ... [5] [6] [7] [8] [9][ 10 ] [11] [12] [13] [14] [15] [16] ... [81] >>
|