О.В. Молчанова, М.В. Коган. «Таможенное дело»
Таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами (в том числе участниками ВЭД) и таможенными органами при их таможенном оформлении.
Таможенные операции равно применяются независимо от стран происхождения, отправления, назначения товаров. К ним следует отнести уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами.
Таможенные процедуры — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
К их числу относятся, например, внутренний таможенный транзит, временное хранение,, порядок выбора и использования таможенных режимов. Таможенные процедуры часто называют таможенными формальностями, их исполнение обычно происходит в процессе таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу.
По своей сути таможенные операции и процедуры есть те полномочия, которые должны быть реализованы субъектами внешнеэкономической деятельности либо иными заинтересованными лицами и таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Лицами, совершающими действия по ввозу или вывозу товаров, могут быть как юридические, так и физические лица.
Российские лица — юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.
Иностранные лица — лица, не являющиеся «российскими лицами».
3. Таможенная политика РФ, цели и методы ее осуществления
Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению ее фискальных задач.
Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства.
Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, и политики фритредерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.
Протекционизм предусматривает увеличение уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров, результатом чего является сокращение импорта в страну и, следовательно, ограничение иностранной конкуренции.
Политика свободной торговли (фритредерство) достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо их полной отмены. Фритредерство — политика временная, зачастую просто вынужденная, необходимая в тех случаях, когда, например, важно удовлетворить внутренний спрос за счет импортных товаров. Так, в нашей стране либерализация внешнеэкономической деятельности начала 90-х гг. XX в. не могла бы реально состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора-двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того, как предпринимательские структуры наладили внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, Россия перешла к протекционистской таможенной политике.
В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом.
Таможенная политика России в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а также участие в реализации торгово-поли-тических задач по защите российского рынка и стимулированию развития национальной экономики.
Таким образом, таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.
Основа таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, таможенных конвенций, свободных таможенных зон и т.д.
Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательно ставит перед государством новые задачи, в числе которых — создание благоприятных условий для партнерских отношений с участниками ВЭД.
Важным шагом на этом пути является совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. Так, в РФ в 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс, который заложил правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.
К числу достоинств нового кодекса также следует отнести минимизацию барьеров во внешней торговле РФ, а также тот факт, что теперь Таможенный кодекс во многом становится документом прямого действия.
Таможенная политика непосредственно связана с проблемой экономической безопасности, которая для России по-прежнему остается одной из самых серьезных, так как все еще велико преобладание в отечественном экспорте сырьевых товаров; ограничены традиционные рынки сбыта машинотехнической продукции и т.д.
Другое направление таможенной политики России посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных режимов переработки, которые способствовали бы международной кооперации производства. Таким образом, таможенная политика и ее практическая реализация опирается, прежде всего, на деятельность таможенных органов. Но формирование и реализация таможенной политики — это довольно сложный процесс, в котором участвуют все органы государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При этом обязательно учитывается также мнение и участников внешнеэкономической деятельности.
<< [1] [2] [3] [4] [5][ 6 ] [7] [8] [9] [10] [11] [12] ... [81] >>
|