ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Эффективность организационной структуры таможенных органов во многом зависит от лежащих в ее основе принципов, определяющих целостность и взаимосвязанность структуры таможенных органов на всех уровнях, обусловливающих, с одной стороны, «типовой» характер организации структурных подразделений таможенных органов, а с другой стороны, максимальное соответствие конкретной структуры таможенного органа целям эффективной атлокации реально осуществляемых функций между различными структурными подразделениями.

Таким образом, для построения эффективной организационной структуры таможенных органов можно выделить следующие три группы требований:

1) требования к принципам организации структуры;

2) требования к функциональному наполнению организационной структуры;

3) требования к процессам осуществления трансакций.

Требования к принципам организации структуры направлены на обеспечение внутренней непротиворечивости и логической целостности иерархической структуры таможенных органов.

Требования к функциональному наполнению организационной структуры направлены на обеспечение наиболее рациональной взаимосвязи между функциями структурного подразделения (таможенного органа) и организацией работы по их исполнению.

Требования к процессам осуществления трансакций направлены на обеспечение оптимального взаимодействия структурных подразделений (таможенных органов) при исполнении функций.

Последовательная проверка существующей организационной структуры таможенных органов на соответствие этим требованиям позволяет выявить отдельные элементы неэффективности в организационно-структурных связях таможенных органов и их структурных подразделений. В результате проведения такой проверки возможно сформировать предложения по оптимизации существующей организационной структуры таможенных органов.

9.2. ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

Диагностика организационно-функциональной структуры направлена па анализ оптимальности процессов организации деятельности таможенных органов. При диагностическом исследовании производится сбор данных о функционировании таможенных органов и их структурных подразделениях. Затем путем последовательного применения описанных ниже инструментов выявляются признаки возможной неэффективности организационной и функциональной структуры.

Проведение диагностического анализа состоит из трех этапов; первичный анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организационной структуры таможенных органов, интервьюирование и анкетирование. Существует набор инструментов анализа, которые применяются на каждом этапе диагностики, а также инструменты, специфичные для отдельных этапов.

В целом, как уже отмечалось, диагностика функционирования таможенных органов и их структурных подразделений направлена на выявление признаков неэффективности организационной и функциональной структуры.

При анализе эффективности организационной структуры оцениваются следующие параметры:

• вертикальная целостность организационной структуры;

• соответствие функциональной и организационной структуры;

• иерархичность структурных подразделений:

• ограниченность числа подчиненных структурных подразделений;

• отсутствие двойной подчиненности;

• функциональная направленность;

• соответствие сложившейся практике;

• равномерность распределения загруженности;

• оптимальность взаимодействий;

• минимальное время транзакций.

Данные параметры являются основой оперативности и результативности деятельности, а также качества управления на разных уровнях таможенных органов.

Сбор данных, производимый на каждом этапе, разнонаправлен, что позволяет получить более комплексное представление о деятельности таможенных органов. На каждом этапе применяются определенные инструменты анализа, выводы, сформулированные по итогам каждого этапа, формализуются в виде таблиц, после завершения диагностического анализа выстраивается сводная таблица, иллюстрирующая индикаторы неэффективности функциональной и организационной структуры. 15 итоге, результаты каждого этапа исследования дополняют друг друга, устраняют фактор случайности и приводят к комплексным выводам.

Первичный анализ нормативных правовых актов предполагает исследование типовых структур таможенных органов, типовых положений о таможенных органах и их структурных подразделениях.

Сначала рассматриваются наиболее общие нормативно-правовые акты, регламентирующие типовые структуры ЦА ФТС, РТУ, таможни. Данный анализ предполагает сопоставление типовых структур всех уровней таможенных органов для оценки вертикальной целостности организационной структуры и иерархичности структурных подразделений.

Кроме того, на данной стадии первичного анализа нормативных правовых актов производится оценка соответствия утвержденных типовых структур сложившейся практике организации таможенных органов в регионах путем сравнительного анализа типовых структур РТУ и таможен и opганизационных структур, принятых в соответствующих таможенных органах в регионах. При сравнительном анализе изучается равномерность распределения нагрузки, возможности сокращения числа структурных подразделен. На второй стадии анализа нормативных правовых актов изучается функциональная структура таможенных органов, рассматриваются функции, содержащиеся в положении о ФТС России, РТУ. таможне и таможенном посте. Оценивается декомпозиция функций от вышестоящего органа нижестоящему, способствует ли деятельность всех уровней таможенных органов достижению целей и задач ФТС.

<<   [1] ... [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне