В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
где Wф.т.о. — множество результатов деятельности ЕСТО; Wф.т.о.е. — подмножество результатов экономических (таможенные сборы, платежи и т. д.); Wз.р.т.о. — подмножество видов затраченных ресурсов на обеспечение деятельности ЕСТО; Wпр.т.о. — подмножество видов предотвращенного ущерба.
Поскольку в выражении (9) субъект деятельности, как и сама деятельность, взаимосвязаны и образуют систему, то и показатели эффективности функционирования ЕСГО также по своей сути должны быть системой, образованной множеством показателей эффективности и качества, характеризующих субъект и его деятельность Следовательно, чтобы определить элементы множества показателей необходимо осуществить декомпозицию общего показателя эффективности функционирования ЕСТО путем декомпозиции ЕСТО и алгоритма ее функционирования. Направления этой декомпозиции будут и направлениями совершенствования системы показателей.
Выражение (9) позволяет выделить следующие направления совершенствования системы показателей эффективности функционирования таможенных органов'
• целевое;
• структурно-функциональное;
• алгоритмическое;
• учет влияния внешней среды.
Первое направление предполагает более точное формулирование цели и задач функционирования ЕСТО.
Второе направление реализуется как совершенствование показателей качества системы таможенных органов — ее структуры и функций Третье направление заключается в формировании множества показателей для процесса функционирования ЕСТО.
Последнее направление предполагает формирование показателей, отражающих степень влияния условий функционирования.
В таможенной практике внимание обращается в основном только на отдельно взятые показатели результатов функционирования ЕСТО и практически не обращается внимание на их взаимосвязь, что является нарушением принципа системности и не отражает эффективность системы таможенных органов как целого.
Поскольку ТД является частью дела общегосударственного, то, в соответствии с принципами системного подхода, в качестве показателя эффективности ТД необходимо использовать вклад ТД в показатель или показатели вышестоящей системы — государства.
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что результаты, полученные в ходе целенаправленной динамики ЕСТО непосредственно связаны с показателями качества статики ЕСТО, Поэтому, решая проблемы повышения результативности ТД в целом, необходимо помнить, что ее решение может быть достигнуто не только путем изменения организации и алгоритмов функционирования (изменения технологии), но и путем изменения качественных характеристик субъектов ТД.
Общественная необходимость, значимость и эффективность таможенной службы оцениваются в зависимости от того:
• как она справляется с задачей наполнения доходной части федерального бюджета (фискальная деятельность);
• как препятствует контрабанде и пресекает незаконный оборот запрещенных к ввозу и вывозу товаров, в какой мере обеспечивает соблюдение участниками ВЭД федерального законодательства и иных нормативных актов при проведении внешнеторговых сделок и операций (правоохранительная деятельность);
• насколько оперативно и юридически грамотно оформлены внешнеэкономические сделки.
В деятельном плане ФТС решает задачу формирования экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдений таких условий в процессе реального функционирования.
Ранее показано, что с позиций полимодельного описания таможенное дело может исследоваться с различных точек зрения, как на уровне целого, так и на уровне его компонентов; как в статичном состоянии, так и в состоянии динамики. Вследствие этого и вопрос оценивания ТД является не таким простым, как это представляется на первый взгляд.
Во-первых, надо различать оценивание статики и динамики как процесс и оценку как результат этого процесса. На практике эти понятия не различаются, что приводит к некорректным выводам, так как е этом случае исчезает динамика процесса оценивания. Во-вторых, оценивание статики ТД и его динамики — это процедуры методически различные в силу того обстоятельства, что оценивание системы в статичном состоянии — это оценивание с фиксированным параметром времени, а в случае оценивания динамики — временной параметр изменяется. В-третьих, немаловажным является вопрос, что мы оцениваем в ГД? Исходя из данного выше определения ТД, следует, что оцениваются состояние функционирующего субъекта, т. е система таможенных органов и результат их применения, а также план (программа применения) и процесс применения. В-четвертых, для того, чтобы решить вопрос, какая система или способ ее применения являются лучшими, используются различные понятия: качества и эффективности.
Оценивание эффективности занимает исключительно важное место в ТД. Важность понятий качества и эффективности привела к необходимости формирования специальных теорий, направленных на их изучение. Такими теориями явились теория качества (квалиметрия) и теория эффективности. Квалиметрия и теория эффективности имеют один и тот же предмет исследования — сложные системы.
При этом квалиметрия изучает основные закономерности оценивания свойств систем, а теория эффективности изучает закономерности процессов применения сложных систем в различных видах целенаправленной деятельности и условия приспособленности систем к достижению целей деятельности. для которых эти системы применяются.
Данные положения в полной мере относятся к оцениванию ТД как целенаправленной деятельности и как системы в статике, т. е. оценивание эффективности ТД есть случай применения положений теории эффективности и квалиметрии.
<< [1] ... [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] ... [136] >>
|