В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
• источником изменений структуры системы таможенных органов в дореформенный период является государство, все изменения в системе таможенных органов инициированы государством;
• фактически отсутствует право таможенных органов на свободный и заинтересованный выбор связей с внешним окружением;
• система таможенных органов относительно стабильна, поскольку изначально сориентирована на поддержание устойчивых отношений внутри системы;
• предельно ограничена отсутствием у руководителей таможенных органов достаточных полномочий по перераспределению внутренних ресурсов и изменению их свойств;
• относительно независима от взаимоотношений субъектов внешнего окружения с таможенными органами.
Процесс реального демонтажа, коренной перестройки таможенной службы, построения рациональной таможенной службы начался задолго до распада СССР Еще в 1986 г. государством осознавалась необходимость коренной перестройки таможенных органов, где основными трансформирующими элементами являлись; структура, горизонтальные и вертикальные связи таможенных органов, материально-техническое оснащение таможенных органов. Следовательно, графическое и пространственное сужение границ системы таможенных органов, в связи с распадом СССР, не повлияло на генетически обусловленное качество изменений. И всплеск создания таможенных учреждений в 1991 и 1992 г. не явился днем, когда на место одних принципов организации в таможенной деле внезапно пришли другие.
На этом этапе было подготовлено новое организационное оформление таможенной службы и предопределены основные направления ее преобразований:
• материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов;
• внедрение современных информационных технологий в деятельность таможенных органов;
• развитие внутренней и пограничной инфраструктуры таможенных органов;
• совершенствование процесса управления таможенным делом в лице региональных управлений;
• создание структуры таможенных органов;
• формируются механизмы адаптации — методы организации деятельности, организационная структура.
Период с 1991 по 1995 г.
Указом Президента СССР от 15.06 1991 г. № УП-2072 «Об организации деятельности Таможенного комитета СССР» (приказ Таможенного комитета от 30.07.1991 г. № 34) ликвидировано ГУ ГТК СССР при Совете Министров СССР и создан Таможенный комитет СССР, действующий при Кабинете Министров СССР. Однако, в связи с подписанием 08.12.1991 г. в резиденции «Вискули» под Брестом Соглашения о создании СНГ и 21.12.1991 г. в г. Алма-Ате Декларации об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем, деятельность Таможенного комитета СССР была прекращена и создан ГТК РСФСР. С 25 декабря 1991 г. в связи с принятием Закона РСФСР № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» изменилось официальное наименование ГТК РСФСР: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, сокращенно — ГТК России.
Внешняя среда таможенных органов в данный период характеризовалась изменчивостью и неопределенностью: высочайшей степенью экономической взаимозависимости республик, отсталой структурой хозяйства, неконкурентоспособностью товаров на мировом рынке, неразвитостью рыночной инфраструктуры, падением объемов выпуска товаров и уровня жизни населения, интенсивным развитием внешнеэкономических связей. Распад СССР, характер развития внешнеэкономических связей, переориентация таможенного дела с пассажиров на внешнеэкономическую деятельность требовали срочного расширения и совершенствования структуры таможенных органов.
Программа приоритетов в финансировании основных направлений деятельности ГТК РФ в 1992—1995 гг. определила следующие основные положения:
• завершение формирования территориальных органов руководства и управления таможенным делом в лице региональных управлений;
• завершение создания таможен в столицах республик и в административно-территориальных центрах;
• создание дополнительной сети внутренних таможенных органов.
• продолжение развития сети таможенных органов в местах формирования внешнеторговых грузопотоков и сосредоточения участников внешнеэкономических связей;
• создание таможенных органов на административной границе с Украиной, Грузией и Азербайджаном;
• создание дополнительной сети таможенных органов на границе с Финляндией, Монголией и Китаем.
Но причине длительности процесса создания региональных управлений на первом этапе предполагалось создание таможен (1991 —1992 гг.), на втором этапе — таможенных постов (1992—1993 г.).
В 1992 г. закреплена правовая основа программы строительства автомобильных пунктов пропуска на государственных и таможенных границах РФ в 1993-1995 гг.: Указы Президента РФ от 24.03.1992 г. № 290, от 18.07.1992 г. № 788; Постановления Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 624 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ», от 04 09.1992 г. № 666; приказы ГТК России от 26.06.1992 г. № 227, от 17.09.1992 г. № 409 «О реализации неотложных мер по организации таможенного контроля в РФ»; распоряжения Правительства РФ от 04.01.92 № 23-р, от 14.08.1992 г. № 1479-р, от 20.08.1992 г. № 1532-р, от 11.04.1992 г. № 171-рп, от 30.09.1992 г. № 1173-р, от 16.10.1992 г. № 1890-р, от 16.10.1992 г. № 1889-р, от 27.07.1992 г. № 1364-р; Протокол заседаний российско-польского «круглого стола» от 06.09.1992 г.; Протокол рабочей встречи ГТК России и ГТК Украины от 1108.1992 г.; Протокол рабочей встречи делегаций ГТК России и ГТД при Министерстве финансов Республики Грузия от 29.07.1992 г.; Протокол рабочей встречи делегаций ГТК России и ТК Азербайджанской Республики от 20.08.1992 г.
<< [1] ... [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] ... [136] >>
|