В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. Это гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организационных, технологических и иных динамических изменений системно-эволюционного характера.
Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности. Все это объективно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализацию новой философии таможенного дела — «контроль-сервис», предполагающей развитие таможенной службы Российской Федерации для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.
Перспектива развития Федеральной таможенной службы определяет и существенные изменения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях таможенной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традиционными процедурами таможенного регулирования и контроля формируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управления рисками, таможенного аудита, информационного взаимодействия с государственными структурами России и с таможенными администрациями других с фан, системного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров, таможенной логистики.
В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления является открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня подготовки специалиста по таможенному делу.
7.3. УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ИНСТИТУТАМИ
Условия институциональных изменений таможенных администраций мира наиболее адекватно и последовательно изложены в Киотской конвенции и Рамочных стандартах ВТО (Брюссель). В стратегии Федеральной таможенной службы планируется поэтапное осуществление институциональных изменений на основе требований, содержащихся в данных документах.
В конечном итоге ставится задача по созданию новой прочной институциональной платформы на межнациональном уровне, которая позволит активизировать мировую торговлю, повысить уровень ее защищенности от террористических посягательств и увеличить вклад таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально-экономического благосостояния государств.
Основной путь — создание общих правил взаимодействия для национальных таможенных служб, определение четких единообразных правовых hodm для регулирования таможенных процедур в странах — членах ВТО (Брюссель)
Для выполнения этих норм национальные таможенные службы должны быть так организованы и их деятельность так скоординирована, чтобы обеспечивалось тесное взаимодействие всех участников ВЭД в странах, подписавших ту или иную конвенцию.
Основные параметры институциональной среды таможенных органов первоначально заложены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) Конвенция разработана в целях устранения расхождений в таможенных правилах и процедурах Договаривающихся Сторон, которые могут препятствовать развитию международной торговли и других видов международного обмена.
В Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли определен фундамент для модернизации таможенных служб мира. В них содержится перечень требований, предъявляемых к таможенным администрациям в новых институциональных условиях (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Требования ВТО, предъявляемые к таможенным администрациям
Наряду с указанными требованиями также следует отметить наличие ряда требований, имеющих ключевое значение для процесса институционализации таможенных органов России (табл. 7.1).
Таблица 7.1 Требования, имеющие ключевое значение для направления процесса институционализации таможенной службы России
№ п/н |
Направление (сфера) регламентации |
Содержание требования |
1 |
Комплексное управление цепью поставок товаров |
Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля, изложенным в Таможенных рекомендациях ВТО по комплексному управлению цепью поставок товаров (Рекомендации КУПП) |
2 |
Право досмотра груза |
Таможенная администрация должна иметь право досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом (в том числе остающийся на борту транспортного средства) или переваливаемый на территории страны |
3 |
Использование современных технологий в досмотровом оборудовании |
Оборудование для неингрузивного досмотра (НИД) и обнаружения радиации должно быть в наличии и применяться там, где оно имеется, для проведения досмотров в соответствии с оценкой рисков. Такое оборудование необходимо для оперативного, не прерывающего поток законной торговли досмотра контейнеров или грузов повышенного риска |
4 |
Системы управления рисками |
Таможенная администрация должна создать систему управления рисками с целью выявления потенциально опасных грузов и автоматизировать такую систему. Такая система должна включать механизм валидации оценок угроз и решений по отслеживанию грузов, а также определения наиболее эффективных методов работы |
5 |
Груз или контейнер повышенного риска |
Грузовые или контейнерные отправки повышенного риска — это такие отправки, по которым недостаточно информации для того, чтобы считать их отправками низкого риска, отправки, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них, как об отправках повышенного риска, или отправки, признанные отправками повышенного риска по методике балльной оценки рисков на основе элементов данных, характеризующих безопасность |
6 |
Предварительная электронная информация |
Для того чтобы обеспечить адекватною опенку рисков, таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках |
7 |
Целевой отбор и коммуникация |
Таможенные администрации должны предусмотреть возможность совместного целевого отбора, проверки и использования стандартных наборов критериев целевого отбора, а также создать совместимые механизмы для коммуникаций и/или обмена информацией; эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля |
8 |
Показатели эффективности |
Таможенным администрациям следует вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов, количество выделенных в отдельную подгруппу отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок повышенного риска, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием технологий Н ИД, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием НИД и физических средств, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием только физических средств, продолжительность таможенного оформления, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО |
9 |
Оценка безопасности в портах |
Таможенная администрация должна сотрудничать с другими компетентными органами в проведении оценки безопасности перемещения товаров по международной цепи поставок товаров и считать своим долгом оперативное устранение выявленных слабых мест |
10 |
Морально-этические качества персонала |
Следует поощрять таможенные администрации и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм, а также по выявлению таких фактов и борьбе с ними |
11 |
Досмотр в целях безопасности при отправке |
В целях обеспечения безопасности таможенные администрации по обоснованному запросу импортирующей страны должны досматривать контейнеры ч грузы повышенного риска при отправке |
<< [1] ... [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] ... [136] >>
|