В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
• ликвидация функции;
• сокращение функции.
Механизмы организационных изменений таможенного института следующие:
• создание структурного подразделения;
• ликвидация структурного подразделения;
• преобразование/реорганизация подразделения путем слияния, путем перемещения на минимально необходимый уровень иерархической структуры, путем разделения, путем присоединения, путем переподчинения. В таможенной системе любого организационного уровня имеется механизм управления структурными изменениями. Такой механизм имеет два уровня: тактический и стратегический.
Механизм на тактическом уровне нацелен на ликвидацию избыточных и создание необходимых структурных подразделений таможенной системы в соответствии с потребностью в коррекции реализуемых или с появлением новых не системообразующих (локальных) функций,
Механизм институциональною уровня нацелен на оптимизацию системообразующих элементов и связей, организационной структуры таможенных органов, структуры соответствующей системы управления, на определение рационального состава системных функций, реконфигурацию или развитие функциональной структуры.
Оценивая временные параметры структурных преобразований в таможенных органах, можно сделать следующие обобщения. На уровнях таможен и таможенных постов вся процедура реорганизации занимает примерно один год (на каждом уровне).
Центральный аппарат более консервативен. Его реорганизация длится до трех лет, поскольку реально завершается она после преобразований. проведенных на нижних организационных уровнях.
Общая процедура реорганизации таможенной системы осуществлена за 4—5 лет. В таких условиях таможенная система сохраняет устойчивость в достижении поставленных целей на всем интервале структурных изменений.
Все это позволяет выдвинуть гипотезу, что для системы таможенных органов в целом цикл институциональных преобразований составляет около пяти лет, т. е. соответствует интервалу стратегического управления или развития. Следовательно, процесс институционализации — это процесс развития таможенных органов, это долгосрочный, непрерывный, цикличный процесс, минимальный интервал которого составляет пять лет.
На основе анализа структурных сдвигов в процессе эволюции системы таможенных органов можно сделать следующие выводы,
Наличие структурных сдвигов в эволюции системы таможенных органов свидетельствует о слабом стратегическом управлении структурными изменениями или об отсутствии адекватного механизма управления. Наличие факторов, вызвавших структурные сдвиги, повлиявших на эволюцию таможенной системы в прошлом, будут действовать и в будущем.
6.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Важно идентифицировать наиболее устойчивые факторы, определяющие логическую последовательность функциональных и структурных изменений в системе таможенных органов. Другими словами, представляется существенным идентифицировать факторы и создать модель институционализации таможенных органов.
Модель институционализации основана на предположении, что факторы, влияющие на систему таможенных органов в прошлом и в настоящем, будут действовать и в будущем. Соответственно, от уровня контролируемости данных факторов зависит вероятность достижения целевого показателя.
Для определения модели эволюции системы таможенных органов представляется целесообразным:
• провести анализ основных факторов (как внешних, так и внутренних), определяющих структурно-функциональную эволюцию системы;
• установить взаимосвязь воздействующих факторов и механизмов структурной трансформации системы таможенных органов.
Анализируемый период эволюции системы таможенных органов составили 1986—2010 гг. В рассматриваемый период осуществляются противоречивые трансформационные процессы, носящие признаки инерции и действительно качественных изменений.
Исследование временных параметров структурных изменений позволило установить, что для таможенных органов в целом цикл институциональных преобразований составляет около пяти лет. Именно с такой периодичностью работают механизмы создания, реорганизации и ликвидации подразделений в системе таможенных органов. Цикличность институциональных преобразований позволяет структурировать процесс структурно-функциональной эволюции системы таможенных органов и определить его основные этапы:
• с 1986 по 1991 г.;
• с 1991 по 1995 г. (цикл структурных изменений с использованием механизма создания подразделений);
• с 1995 по 1999 г.;
• с 1999 по 2003 г. (цикл структурных изменений с использованием механизма ликвидации подразделений);
• с 2003 г. по настоящее время.
Период 1986-1991 гг.
Необходимость анализа факторов институционализации системы таможенных органов за 5 лет до распада СССР безусловно следует принять за отправную точку в построении той модели структурной трансформации системы таможенных органов, какой она является на данный период эволюции.
Данный этап характеризуется заданной высшим политическим и экономическим руководством страны структурой потока товаров и услуг, а также регулируемыми информационными потоками.
Внешняя среда, регулируемая механизмом централизованного хозяйственного руководства, обусловлена плановой экономикой, характеризуется статичностью, определенностью и заданностью всех изменений. Однако во внешней среде на данном этапе появляются элементы будущего разгосударствления. Например, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.01.1987 г. формально были легализованы совместные предприятия на территории СССР Затем последовало принятие Закона о госпредприятии (законодательно оформлен пакетом постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.07.1987 г.). Содержанием этих документов было закреплено реформирование директивно управляемой экономики: расширение самостоятельности предприятий в вопросах ценообразования, кооперирования, распределения дохода, ослабление властно-хозяйственного положения государственных и партийных органов. В 1988—1989 гг. фактически произошла легализация частных предприятий — кооперативов (Закон СССР «О кооперации в СССР» 26.05.1988 г.), узаконивание арендных отношений (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04 1989 г. «Об аренде и арендных отношениях в СССР») и номинальное создание элементов механизма будущего разгосударствления (Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 г. «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг»). Предприятиям было предоставлено реальное право экономической самостоятельности, фактически закрепленное Законами «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР», в результате чего фактически произошел разрыв хозяйственных связей, деструктивно повлиявший на народное хозяйство.
<< [1] ... [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] ... [136] >>
|